Полный алес капут!..
К-ф «Покровские ворота»
С утра 18 октября, на следующий день после знаменитого президентского референдума, белорусские филиалы российских банков, целиком сосредоточившись только на текущих банковских операциях, приостановили все свои действия в кредитной сфере. «Акт о демократии в Беларуси» приняли американцы, но первыми, кто приступил к его выполнению, оказались российские банкиры. Этого следовало ожидать в век глобализации, когда цена на бензин на бензоколонке в Саратове чутко реагирует на амбиции повстанцев в болотах Нигерии.
Окружающий мир объявил Минску войну
Пока «холодную». Но смеем заверить, что белорусам придется очень «жарко». Уже появились первые жертвы из правящей группировки: в четверг был отправлен в отпуск с последующей отставкой глава КГБ Беларуси Л. Ерин. Судя по всему, это не первая потеря от последствий сокрушительной победы президента на всенародном опросе. Ничего не поделаешь — после 17 октября правящий в Беларуси режим оказался не просто в изоляции, а окружен и заблокирован. Ждать помощи А. Лукашенко неоткуда, хотя Минск буквально выпрашивал ее по всем азимутам, особенно с Востока.
Прохаживаясь 17 октября по избирательному участку в окружении «должностных россиян», среди которых выделялся господин Сосковец (О Господи…), белорусский президент изо всех сил изображал монолитность поддержки, которую ему оказывает руководство Российской Федерации. Но для полноты картины в его свите не хватало еще одного российского белоруса, именем которого до сих пор на Дальнем Востоке пугают маленьких непослушных детей, — знатного «рыбака» Наздратенко. Вот была бы троица «должностных россиян»-богатырей! Интересно, а Борис Абрамович поздравил?..
Единственное реальное поздравление по итогам референдума пришло от украинской «хромой утки» — Леонида Кучмы. Естественно, что поддержка от сидящего на чемоданах в своей киевской резиденции украинского президента весьма приободрила А. Лукашенко, который 18 октября на пресс-конференции в своей традиционной кокетливой манере «удивлялся» «паузе», возникшей между объявлением итогов народного волеизъявления и поздравлений от соседей. Вождь белорусского народа объяснил наличие «паузы» тем, что мир в лице глав государств пока только осознает весь масштаб поддержки, которую оказал белорусский народ своему несменяемому лидеру. Однако кроме Кучмы никто из коллег-президентов не нашел времени осознать величие «триумфа воли» белорусского «победителя».
Всю прошедшую неделю по БТ бесконечным потоком шли интервью со счастливыми белорусскими избирателями, «наблюдателями из СНГ», собранными по спискам белорусских посольств, представителями российской левопатриотической тусовки. Даже наш заклятый «друг» Сергей Кара-Мурза засветился. Но Черного Князя (перевод «Кара-Мурза» с тюркского) переплюнул Пал Палыч Бородин. Проектант строительства то ли транспортного туннеля, то ли железнодорожного моста между Берлином и Владивостоком поторопился поздравить А. Лукашенко с победой от лица Российской Федерации, что с большим удовольствием и воспроизвели белорусские государственные СМИ. Правда, буквально через пару часов Администрация президента России напомнила, что президентом страны пока является господин Путин, а не Бородин со «своим личным мнением». Вот в таком формате Кремль «поздравил» А. Лукашенко с «ошеломляющим успехом».
Однако слепых и глухих все-таки мало. В эти дни стоило включить любой российский канал, чтобы понять истинную реакцию российской исполнительной власти на конституционные манипуляции А. Лукашенко. Все федеральные СМИ любой формы собственности проводили массированное скоординированное и заранее спланированное информационное наступление против белорусского правящего режима.
Вывод первый. Составной частью «холодной войны» против Минска стало то, что против Беларуси была развязана полномасштабная информационная война.
Хватило буквально 48 часов для того, чтобы созданные сорокадневной предреферендумной пропагандистской подготовкой декорации «воли народной», на которые белорусский официоз угробил годовой бюджет, были превращены в пепел. Информационный мир от Новой Зеландии до Аляски, не говоря уже о десяти часовых поясах Российской Федерации, смотрел телевизионные сюжеты не от БТ и телемутанта ОНТ, а продукцию РТР, ОРТ, НТВ и REN –TV. Белорусский правящий режим оказался в информационной блокаде, и его от души добивал с постельной койки оказавшийся, естественно, совершенно случайно в Минске Павел Шеремет (у него здесь живут родители).
Торчащая с утра до ночи в телевизоре побитая седая голова Шеремета — яркая демонстрация полного бардака, царящего в кабинетах белорусской власти. Ну кому могла понадобиться эта провокация? Ясно, что не А. Лукашенко, которого еще как-то можно было бы заподозрить (и только) в пристрастиях к деревенским традициям по поимке за околицей обидчика с последующим мордобоем, но не в момент, когда итоги референдума было необходимо аккуратно и тихо имплантировать в сознание элит великих держав. Вместо этого «продажа» итогов всенародного опроса сопровождалась скандалом в духе базарной потасовки между крестьянами и цыганами-конокрадами. Тем более что били не просто политического деятеля, а узнаваемого от Атлантики до Тихого океана испытанного бойца информационного фронта. Для антибелорусской информационной войны это был сущий подарок, которым, наряду со странным одновременным (!) покушением на два автобуса с российскими «наблюдателями», было грех не воспользоваться. В этой связи просто анекдотично прозвучали слова из заявления белорусского МИДа от 21 октября: «Не учитывается тот очевидный и весомый позитивный вклад, который республика Беларусь вносит в обеспечение глобальной и европейской безопасности и стабильности». И это в момент, когда весь мир наблюдал результат этого «вклада» на больничной койке…
— Тебя как, сразу прикончить, или желаешь помучаться?
— Лучше, конечно, помучаться.
К-ф «Белое солнце пустыни»
Но ведь и потом белорусская сторона не стала тихо отсиживаться в окопе. Избит до полусмерти А. Лебедько. В стиле Льва Троцкого («мир не заключим, войну не ведем» — Брестский мир 1918 г.) абсурд суда над П. Шереметом, рассыпавшегося словно хрустальный сосуд. Убийство известной оппозиционной журналистки В. Черкасовой, случившееся буквально в тот же день, когда П. Шеремета судья выставил из зала заседания (наверное, чтобы не маячил перед глазами и не мешал сажать на пятнадцать суток избитых демонстрантов). В пятницу кто-то яростно минировал Дом печати — один из штабов белорусского агитпропа. Что происходит, откуда такой вал информационных поводов? Может быть, государственные газеты нам что-то объяснят? Почитаем…
— А нет ли у вас каких-либо знакомств в здешних политических кругах?
— Как же, ваша милость. Покупаю вечерний выпуск «Национальной политики» — «сучку».
Я. Гашек. «Похождения бравого солдата Швейка»
Вот, к примеру, в спецвыпуске главной газеты страны от 14 октября (до референдума!) читаем: «наши города станут объектом атак международных террористов». Какое предвиденье, куда до наших редакционных львов некому Нострадамусу! Уже через неделю заминировали с десяток редакций, включая ту, где и сидят наши местные Павлы Глобы. Но читаем дальше: «Милиция будет деморализована (а то она сейчас у нас отягощена моралью), криминалитет выйдет из подполья (да он давно не в подполье, а в банках и концернах). Убийства и насилия захлестнут города (надо будет спросить при случае у П. Шеремета и А. Лебедько, вняли ли они такого рода предупреждениям?). Пьянство и наркомания разложат молодежь (надо будет поводить некоторых государственных журналистов по городкам наркоманов и бомжей вокруг минской кольцевой — в Шабанах и Колядичах, вокруг Уручья и т. д.)». Конец цитаты.
Никакое это уже не предвиденье, а наша реальная сегодняшняя жизнь — бьют по голове и почкам, режут до смерти (25 ран на теле Виктории Черкасовой), минируют (слава Богу, пока не взрывают). Насчет морали у милиции вообще умолчим после видеокадров, на которых высшие чины минской милиции держат двери пиццерии, где в это время шесть мужиков бьют ногами лидера зарегистрированной и старейшей в республике партии. В принципе, конечно можно было бы все это назвать «адекватными мерами», как это сделала, не моргнув глазом, Ольга Тарасевич (О. Тарасевич. Выбор сделан. «Обозреватель», 22.10.04). Более того, оказалось, что «адекватно» вшестером пинать ногами, по мнению госпожи Тарасевич, является проявлением «цивилизованности»: «Цивилизованное общество тем и характеризуется, что наряду с отстаиванием интересов большинства мнение меньшинств также не сбрасывается со счетов» («Обозреватель», там же). Конечно «не сбрасывается», а прямо по почкам… Доктор Геббельс отдыхает…
Но вернемся к «пророчествам», опубликованным в спецвыпуске главной газеты страны, где утверждается, что все эти страсти-мордасти непременно на нас навалятся, если мы, простые граждане Республики Беларусь, не проголосуем за право А. Лукашенко еще раз баллотироваться на пост президента. Но ведь ежедневно в центре Минска лупят чем попадя… Тогда получается, что зря государственные СМИ так проклинают социологический институт Гэллапа. Ведь если бы мы действительно проголосовали под 80% «За», как приснилось госпоже Ермошиной, то никто бы не бил Шеремета и Лебедько, не сажал в тюрьму десятки демонстрантов, не минировал Дом печати и т. д. Значит, мы не проголосовали, как хотелось главному официозу Беларуси, а если вернее, то проголосовали, как подсчитал Гэллап, — 48, 35%. Вот нас и лупят во дворах и на площадях… Сами виноваты, надо было «правильно» голосовать.
— Не читайте перед завтраком советских газет.
— Так ведь других нет.
— Вот никаких и не читайте.
К-ф «Собачье сердце»
Вывод второй. Благодаря пока непонятной и очень подозрительной цепочке трагедий и информационных поводов, обрушившихся на Беларусь на последней неделе, но, тем не менее, дружно подхваченных российскими и западными телеканалами, вера белорусского народа в цифры Лидии Ермошиной основательно поколебалась. Белорусы стали осознавать, что мир не признал референдум.
Реакция твердого электората А. Лукашенко на обструкцию с Востока и Запада оказалась вполне прогнозируемой: «Ну и пусть, нам лучше видно, как он старается для простого народа… Вон картошку дешевую продают, вода в кране течет, автобусы ходють…» Эти люди убеждены, что при иной власти автобусов не будет вообще, картошка станет дороже ананасов и вода до второго этажа не дойдет. Еще немного и белорусские роженицы будут благодарить президента за счастье материнства (как в КНДР)… Политические пристрастия электората, построенные на принципе «всем назло», — плохой результат для властей. Президент страны вольно или невольно вынужден возглавить волну ненависти и зависти к более удачливым соседям. Этим можно заразить, но жить с этим невозможно. Не в пустыне, чай…
Естественно, такой театр абсурда долго не продержится, как бы ни твердила та же Ольга Тарасевич, что «дело сделано (итоги референдума подведены). И с этим придется считаться». Сама-то Ольга Тарасевич, может быть, и «считается», но вот ее фамилия подкачала. Если бы она была Ольга Буш или Ольга Путина, то ее словам цены бы не было, а так она может «считаться» столько, сколько ее девичьей душеньке угодно.
К пятнице российские каналы стали сворачивать «белорусскую картинку». Главное они уже сделали. В России было создано твердое мнение, что А. Лукашенко что-то намудрил со своим референдумом, в Беларуси народ убедился, что «батька» остался в гордом одиночестве, не считая П. Бородина и фракции КПРФ и «Родина» из Госдумы. Да, чтобы не забыть, — на защиту А. Лукашенко бросился Владимир Жириновский. Только его еще не хватало. Ну должна же быть хоть какая-то брезгливость у наших властей. Они же одно время так здорово рассуждали о «духовном лидерстве в восточноевропейской цивилизации». Вот такая духовность на пару с Вольфовичем… Дорассуждались…
Последний удар нанесло РТР (если мы помним, то в начале сентября оно и открыло осеннюю охоту на белорусского президента). В субботу предварительный «диагноз» белорусскому референдуму поставил старинный «друг» белорусского президента и по совместительству «голос Кремля» А. Сванидзе. Он прямо обвинил А. Лукашенко в попытках прорваться к посту президента Российской Федерации. Хуже уже некуда…
Хотя — как смотреть. Вот, к примеру, коллега В. Ровдо считает, что это все не что иное, как «мягкая поддержка произошедшего в Беларуси (Россией)… Но очевидно, что эта поддержка еще более серьезна. И выражена она была задолго до 17 октября — еще во время встречи Путина и Лукашенко в Сочи… Все остальное можно расценить как попытку ввести общественное мнение в заблуждение» (сайт «Белорусские новости»). Молодец господин Ровдо, твердо стоит на страже белорусского суверенитета на пару с Е. Ростиковым и Н. Шелдышевой, которых драниками не корми, а дай поговорить о глобальной поддержке Москвой всех конституционных развлечений белорусского президента.
Вывод третий. Усилиями российских СМИ почва для реагирования на итоги белорусского референдума для российской исполнительной власти создана. Над ее созданием поработали профессионалы высокого ранга. Сейчас можно и В. Путину сказать свое слово. Если время пришло… Хотя до 2 ноября (президентские выборы в США) можно и подождать.
Когда до белорусских генералов пропаганды дошло, что коллеги с Востока их аккуратно и быстро «замочили», то началась откровенная паника. Российских корреспондентов начали просто бить. По головам и по видеокамерам. На возмущение российского МИДа белорусский МИД ответил очень достойно. Он просто, ясно и четко объяснил, за что, в конце концов, мордовали на улицах Минска российских тележурналистов. Оказалось, за то, что «в угоду повышения рейтинга российские телеканалы допустили грубые нарушения профессиональной журналистики при освещении событий в Беларуси». Кроме того, «комментарии носили откровенно скандальный и провокационный характер» (Заявление МИД РБ от 21.10.04).
Правильно, за такое убить мало. Зато сейчас московская милиция, как увидит белорусского тележурналиста, снимающего какого-нибудь проплаченного бомжа на фоне какого-нибудь звездного отеля, может смело лупить белоруса по голове и камере. За что? «За грубое нарушение профессиональной журналистики». Неужели в Минске не понимают, что если россиян бьют здесь, то белорусов начнут бить от Калининграда до Владивостока? Наверное, все-таки понимают и, более того, надеются на такое развитие событий. Не получилось стравить россиян в Беслане, авось получится из Минска…
Люди с Карла Маркса, 38 не осознают, что творят и в какое время…
— Махмуд! Поджигай!
К-ф «Белое солнце пустыни»
Чтобы хоть как-то отбрыкаться от Останкинских монстров, по белорусскому экрану поползли сюжеты по принципу «А у вас-то», нарезанные из российской же хроники, — митингующие учителя и врачи, подготовка к зиме. Все правильно, есть такие проблемы, но ведь россиян никто не гнал к урнам по продлению полномочий Владимира Путина, как бы ни рассуждал на эту тему П. Бородин (интервью радиостанции «Эхо Москвы» 21 октября) в трогательном согласии с белорусскими государственными и оппозиционными СМИ.
Последним уже стоном можно считать объявление белорусским агитпропом российских телеканалов «антироссийскими» (?). Кто бы говорил… Пожалуй, по опыту антироссийской пропаганды белорусское телевидение не имеет себе равных на всей планете. Нина Шелдышева взялась даже поучать высшее руководство соседней державы — члена «восьмерки»: «Если президент России Владимир Путин хочет добиться мобилизации нации на крутом вираже отечественной истории, он должен (!) позаботиться, чтобы либеральная элита не самоизолировалась от национальных интересов, а государственные каналы выражали государственную точку зрения» (Нина Шелдышева. «Триумфальная победа»,. «Республика», 20.10.04). Госпожа Шелдышева, по-видимому, так и не поняла, что государственные российские каналы прекрасно выражают «государственную точку зрения», но эта точка зрения уже никогда не совпадет с точкой зрения белорусского президента, как бы этого ни хотелось белорусскому руководству и части белорусской оппозиции. Более того, исходя из точки зрения госпожи Шелдышевой, критикуя мордобой на улицах Минска, РТР, НТВ и ОРТ выступают против интересов Российской Федерации. Любопытная версия. Этак можно любую мерзость объявить в интересах России…
Вот что, ребята… Пулемёта я вам не дам.
К-ф «Белое солнце пустыни»
Вывод четвертый: Минску никто и ничто уже не поможет. Стране готовят санкции, ее руководитель официально назван «диктатором». Можно забыть о Европе, о реальной экономической интеграции с Россией, об инвестициях, о многосторонних экономических проектах и еще о многом и многом.
Точка зрения о природе белорусского режима сформировалась и в Москве. Стоит обратить внимание на заявление МИДа РФ о подписанном в Вашингтоне «Акте о демократии в Беларуси». Белорусские государственные СМИ преподнесли его как документ в поддержку Минска, но ведь это совсем не так. Министр РФ Лавров критиковал США за методы, а не за цели (!). «Мы считаем, что санкции не решают проблем (то есть проблемы с РБ имеются). Мы не поддерживаем применение таких инструментов в принципе. … Согласно уставу ООН, санкции может применять Совет Безопасности. Только когда они одобрены Советом Безопасности и выражают консолидированное мнение международного сообщества, может быть достигнут эффект». Более того, МИД РФ в принципе не против санкций. Только «надо постоянно следить, как они применяются, чтобы санкции применялись адресно и не затрагивали интересов граждан». Очень хороший совет специалиста по санкциям. Вот с помощью таких спецов их и применят «адресно». И мы этот адрес знаем.
Вывод пятый. Референдум остался исключительно внутренним белорусским делом. Его итоги можно повесить в рамочке на стене рядом с фотографией генералиссимуса и тихо радоваться жизни под стук осеннего дождя по металлочерепице.
Между тем до президентских выборов осталось 545 дней, а страна уже ввергнута в тяжелый и беспросветный внешнеполитический кризис. Пока внешнеполитический… Кто за это ответит?