/Реакция/

До последней пани Моники…

Длящаяся вот уже полгода «холодная война» между белорусским и польским дипломатическими ведомствами напоминает русскую «сказку про белого бычка». Сказка эта, как известно, длится бесконечно, поскольку рассказчик цепляется к каждому слову вопрошающего, находя в нем повод для продолжения своего повествования.

Сейчас уже почти все забыли о том, кто и чьего дипломата выслал раньше. Поляки белоруса? Белорусы поляка? К делу это почти не относится.

Противостояние носит глобальный характер. Президент Беларуси обвинил польскую сторону в шпионаже в пользу Америки, министр иностранных дел Польши воззвал к Европейскому Союзу с просьбой о помощи. Опубликованный счет этого увлекательнейшего дипломатического матча — «3:3» — никого не удовлетворяет, потому никто и не собирается останавливаться. Голы начали забивать в собственные ворота, причем сделала это польская сторона, отозвав посла Тадеуша Павляка — спокойного кадрового дипломата — для консультаций. Пока неизвестно, отзовет ли белорусский МИД его визави Павла Латушко, но дело сделано: тупик очевиден.

Кто остановится раньше? Трудно сказать. Министры Мартынов и Ротфельд напоминают подростков, которые продолжают до изнеможения наносить друг другу удары, опасаясь, что наблюдающие назовут их трусами. Оно понятно: Мартынов просто не может остановиться, поскольку лишится должности практически немедленно, а Ротфельд накануне парламентских и президентских выборов рискует подвергнуться обструкции со стороны всех участников электоральной гонки.

Тем не менее, остановиться придется. Есть ситуация, когда единственным адекватным ответом может стать полный разрыв дипломатических отношений. На это, очевидно, обе стороны не пойдут, поскольку белорусский президент в случае восстановления «железного занавеса» над Бугом рискует потерять голоса избирателей Брестской и Гродненской области, почти поголовно живущих за счет приграничной торговли, а польская сторона не захочет узнать, что такое вопль ужаса четырехсоттысячной польской диаспоры в Беларуси, которая в этом случае хлебнет лиха по полной программе.

Единственно возможной, по моему мнению, формой компромисса явилось бы немедленное урегулирование конфликта вокруг Союза Поляков Беларуси. СПБ вынужден удовлетворить требование Министерства юстиции Виктора Голованова о проведении нового съезда. Но г-н Голованов не вправе диктовать СПБ, кто его должен возглавить. Посему СПБ должен провести повторный съезд и … избрать тот же состав руководства во главе с Анжеликой Борис. И после этого начинать отношения с чистого листа, пусть даже слегка припорошенного перчиком.

Это не означает, что Европейский Союз не должен реагировать на все происходящее. Я давно говорил и писал о необходимости системных ответов на системные действия белорусских властей. Закрыл министр Радьков ЕГУ — внести его в список невъездных на территорию Европы. Вмешался министр Голованов в дела общественной организации с явно политическими целями — и его туда же. Если, конечно, вы считаете, что вмешался.

Понятно, что это вопрос сложный и противоречивый. Но как в любом воспитательном процессе, в деле увещевания белорусских чиновников должны применяться и кнуты, и пряники. Кусаешься почем зря — на цепь тебя. Одна, как известно, уже посажена и даже взвыла. И поделом.

Но взаимные высылки прекратить просто необходимо. Ибо смешно будет: высылаем друг друга до последней пани Моники. Тем более что пани Моника Садковская — милейшая женщина, отвечающая за работу с прессой в польском посольстве в Минске. И если она уедет — господа, у кого же мы будем брать комментарии?