/Мгновенный mail/

Продано!

В Киеве во второй раз продали «Криворожсталь».

Казалось бы, что нам всем эта Гекуба! Родственники наши в Кривом Роге не живут, за или против Ющенко не голосуют, а потому от сталеплавильных печей КМК нам ни тепло, ни холодно не будет. Но здесь существенны несколько обстоятельств.

Во-первых, это первый пример того, как кулуарные договоренности с бывшей властью рушатся властью новой, причем не в пользу других — не менее кулуарных — договоренностей, а в пользу открытого и гласного процесса приватизации. Напомним, что «Криворожсталь» была продана в телевизионном эфире, за сумму, в шесть раз большую, нежели при Кучме (прежним владельцам, разумеется, их деньги теперь вернут — в полном соответствии с действующим украинским законодательством), да еще и главному мировому сталелитейному производителю — то есть, лучшему из возможных инвесторов.

Во-вторых, ни президент Ющенко, ни правительство просто не стали обращать внимание на сиюминутные политические интриги, в которые оказалась втянутой даже Верховная Рада, умудрившаяся принять постановление, запрещающее продажу КМК, аккурат за неделю до аукциона. И в точности по принципу «победителей не судят» уже в день аукциона вся пресса забыла о политике, говоря о главном: насколько теперь иными станут правила экономической игры в Украине.

Собственно говоря, это Ющенко обещал на майдане. Это было главным в его программе: сменить правила игры. И он их сменил тремя волевыми усилиями.

Первое усилие — увольнение с ключевых постов своих «оранжевых» соратников и подписание меморандума с Виктором Януковичем. Это чрезвычайно важно. Он должен был доказать всем, что стал президентом Всей Украины, а не одного из регионов, что способен договариваться даже со вчерашними противниками — договариваться, а не отступать, не сдаваться…

Второе — встреча с украинскими олигархами. Со всеми — включая тех, у кого он готовился окончательно отнять этот самый КМК, кто боролся и продолжает бороться с ним. Ющенко продемонстрировал, что правила игры будут устанавливаться не в бане с ближайшим окружением, как во времена Кучмы, не по мобильному телефону с теми, кто тебе должен или кому ты должен, как делала Тимошенко. А при всех заинтересованных лицах, открыто.

И третье — как раз аукцион по продаже КМК. Здесь он поставил точку. Он продемонстрировал, что правила уже действуют. В этом убедилась даже Юлия Тимошенко, посетив здание Фонда государственного имущества Украины в день аукциона.

Ющенко оставался в резиденции. Хотя, думается, трансляцию аукциона по телевидению он смотрел. В конце концов, интересно. Впервые же!

Сейчас, когда в кулуарах правительственных зданий России и Беларуси обсуждают цену российской поддержки на выборах 2006 года, думается, урок «Криворожстали» сыграют определенную роль. Большой кусок унести можно только честно — купив и заплатив полную цену. Лучше — на аукционе. Иначе — кто его знает, как поведет себя новая власть? Пусть не сейчас, а когда-нибудь в будущем. Но ведь будущее все равно когда-нибудь настанет.