Евроньюс сообщает, что победивший на президентских выборах в Польше пятидесятишестилетний Лех Качиньский (Lech Kaczynski), которого многие считают евроскептиком, намерен провести в 2010 году референдум о присоединении к «зоне евро». И в этом нет ничего парадоксального. Наоборот, он узнает мнение на сей счет большинства поляков и будет действовать на основании результатов плебисцита.
По предварительным данным за Леха Качиньского проголосовало свыше 54%, и его соперник по второму туру Дональд Туск (Donald Tusk) уже поздравил консерватора Л. Качиньского с победой. Партия «Право и справедливость», к которой принадлежит победитель и которую возглавляет Я. Качиньский, в конце сентября первенствовала на парламентских выборах. Выступая перед избирателями по случаю своей победы, Лех особо поблагодарил брата-близнеца Ярослава, который отказался от поста премьер-министра, чтобы увеличить ему шансы.
Переговоры о создании коалиции с партией соперника уже идут и не отличаются особой простотой. Лех и Дональд, хотя и были в «Солидарности», предлагают несхожие программы экономического развития страны. Праволиберальная партия «Гражданская платформа» стремится провести в жизнь весьма радикальные реформы, ориентированные на свободный рынок. Партия двух Качиньских ориентируется на сохранение семейных, то есть католических ценностей. Другими словами, победитель является в меньшей степени реформатором, нежели побежденный.
Напомним, что на прошедших недавно парламентских выборах братья Качиньские не скрывали оптимизма по поводу того, что, по крайней мере, один из них займет высший пост в государстве. Уверенный в победе Леха Ярослав не стал занимать кресло премьера, поскольку справедливо полагал, что поляки посчитают перебором пребывание на верхушке власти братьев-близнецов. Еще в детстве они вместе сыграли двух плутоватых мальчишек в фильме «Те двое, которые украли луну», что стало источником множества шуток. Во время президентской кампании братья избегали совместных появлений на публике.
Обозреватели отмечают, что, несмотря на свою добродушную внешность, Лех Качиньский весьма жесткий политик. В предвыборном ролике он обещал стране моральную революцию, борьбу с преступностью и коррупцией. Лех Качиньский был сенатором, министром юстиции и мэром Варшавы, его отец и мать в годы Второй мировой войны участвовали в Сопротивлении.
Информационное агентство Росбалтотмечает, что второй круг президентских выборов в Польше жители этой страны прозвали «Диснейлендом». «У нас на выбор два кандидата, — говорили поляки, — Микки Маус и Дональд Дак». В роли веселого утенка выступал, естественно, кандидат-либерал Дональд Туск — по созвучию имен, а Микки Маусом поляки вот уже несколько лет зовут консервативного мэра Варшавы Леха Качиньского — уж очень похож. Впрочем, есть у этой шутки и еще один подтекст: оба кандидата в президенты принадлежат к правому лагерю и считаются проамерикански настроенными. В принципе, для поляков в данном случае лежал выбор между правыми и еще более правыми, так что решающую роль сыграли детали.
Газета «Труд» пишет, что «победа Качиньского во втором туре президентских выборов для многих стала неожиданностью: проводимые накануне выборов опросы общественного мнения называли лидером предвыборной гонки его оппонента Туска…
Новый президент считает, что польские политические элиты — в отличие от элит стран старых демократий — не имеют общего понимания основных проблем. Не принадлежавшие к старой номенклатуре люди, которых интересовал бизнес, после 1989 года не получили шанса. Старая номенклатура все забрала себе, говорит он. Прежняя служба безопасности (СБ) была распущена, но Польша осталась страной агентов, управляемой агентами. Из 25 тысяч функционеров СБ около 10 тысяч попали в полицию, а 5 тысяч остались служить в управлении охраны государства. Остальные пошли в бизнес и охранные фирмы. В опоре на этих людей возник политико-хозяйственно-криминальный строй. Надо его разбить. И заодно избавиться от энергетической зависимости от России, которая, по мнению Качиньского, хочет иметь в Польше большее влияние, чем в других странах региона. И есть поляки, которые в этой игре помогают россиянам.
«Я уже 15 лет выступаю сторонником раскрытия всех агентов. Всех! За исключением тех, которые нормально исполняют свои обязанности за границей. Должны быть открыты тайные досье на всех политиков», — неоднократно заявлял Лех Качиньский. Инструментом борьбы будет некая комиссия правды и справедливости, точнее, общественно-парламентская суперкомиссия с весьма далеко идущими полномочиями, с правом иметь собственных прокуроров и выносить строгие наказания. Главные вопросы, которые она будет отслеживать, это энергетическая безопасность страны, а также роль разных спецслужб за последние 15 лет.
Не будет ли это комиссия политической мести? «Не утверждаю, — отвечает Качиньский, — что такой проблемы нет. Главное, чтобы комиссия понимала, что грехи не только на одной стороне политической сцены».
Перспективы российско-польских отношений в свете прошедших выборов стали одной из центральных тем российских СМИ.
РИА Новости подчеркивает, что новому польскому руководству придется считаться с тем, что думают в Кремле. Как заявил руководитель отдела разоружения и урегулирования конфликтов Центра международной безопасности ИМЭМО Александр Пикаев, Качиньский — «не самый лучший выбор для российско-польских отношений, и придется много работать, чтобы это каким-то образом нейтрализовать». «Эти выборы показали, что поляков приняли в ЕС поспешно, это было политическое решение», — считает Пикаев. Польша не была готова к этому ни экономически, ни политически, у нее серьезные проблемы со «старой Европой», которая не довольна проамериканской позицией Варшавы в войне в Ираке и антироссийской риторикой, убежден Пикаев. «Придется делать довольно много для того, чтобы российско-польские отношения наладить, поскольку в конечном итоге Польша зависит именно от субсидий ЕС», — сказал Пикаев. По его мнению, поляки могли бы «использовать российский фактор для укрепления своих позиций в ЕС».
Радиостанция «Эхо Москвы», ссылаясь на интервью с корреспондентом польского радио «RMF» Анжеем Зауха, надеется на «победу здравого смысла» в российско-польских отношениях. По мнению А. Зауха, прогнозировать развитие отношений Польши и России достаточно сложно: эти отношения «уже сейчас можно назвать плохими, и их сложно было бы ухудшить, но, с другой стороны, отношение к России Леха Качиньского и его брата Ярослава, которые будут решать абсолютно все вопросы польской внутренней и внешней политики, довольно жесткое». По мнению же президента фонда «Политика» Вячеслава Никонова, высказанному «Эхо Москвы», с новой польской властью в лице Леха Качиньского будет легче договариваться. «Качиньский сможет налаживать отношения с Москвой, не опасаясь обвинений в том, что он является рукой Москвы и проявляет мягкость в отношениях с Россией, — пояснил В.Никонов. — Тогда как бывшему коммунисту Квасьневскому постоянно приходилось доказывать элите и населению, что он не промосковский политик». Кроме того, по словам политолога, «консерватор Качиньский, уделяющий большое внимание традиционным ценностям, по идеологии очень похож на Путина».
Председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов в интервью Страна.ru сказал, что уважает выбор польского народа и поздравляет Леха Качиньского с победой на президентских выборах. По его мнению, наконец-то пришло время оставить бурную предвыборную риторику в прошлом и приступать к построению новых конструктивных российско-польских взаимоотношений. Любому политику, как бы велик он ни был, приходится считаться с геополитическими реалиями, и новый президент Польши не станет исключением. Соседей не выбирают, с ними стараются жить в мире и согласии.
Руководству же нашей страны было абсолютно все равно, кто выиграет президентские выборы в Польше, ибо верно говорится, что «хрен редьки не слаще». И Качиньский, и Туск неоднократно заявляли о своей жесткой позиции в отношении официальной Беларуси. Возможно, именно поэтому все государственные СМИ республики не акцентировали внимание на результатах президентских выборов в Польше.