Отношение к Украине со стороны большинства стран СНГ, следующих в русле политики России, или, по меньшей мере, демонстрирующих такое следование, довольно неоднозначное. От резкого неприятия нового руководства Украины в Москве и Минске до сдержанного неодобрения в республиках Средней Азии. Причина более чем очевидна: добившись почти насильно отмены результатов одних выборов и проведя повторные с другим итогом, Ющенко и его сторонники доказали, что административный ресурс при всей его мощи не всегда эффективен. И, соответственно, плановая передача власти либо наследнику (как это было сделано в Азербайджане), либо преемнику (российский опыт) не всегда гарантирована. Сделать вид, что ничего страшного не произошло, конечно, можно было бы, но, как показало время, этот вариант не устроил многих властных «самодержцев» в регионе СНГ. Тем более, что нечто подобное произошло в Грузии и Молдове.

О газовом шантаже Украины со стороны России нынешней зимой сказано немало. И вероятно, этот инструмент будет применен в текущем году еще не раз. Эти действия со стороны Москвы вполне естественны для ее руководства. Претендуя на роль регионального лидера, она весьма болезненно восприняла реверансы Киева в сторону США и ЕС, его демонстративное стремление стать членом НАТО и Евросоюза и откровенное игнорирование усилий Кремля на создание ЕЭП (единого экономического пространства России, Беларуси, Казахстана и Украины). Поэтому любые трения во взаимоотношениях России и Украины — касаются ли они политики или экономики — вполне объяснимы.

Не совсем понятно другое. Зачем это нужно официальному Минску, который то и дело выдает оскорбительные выпады против нынешнего руководства Украины? Вот и недавно в интервью трем белорусским государственным телеканалам, явно претендующем на программные тезисы «вечного президента» Беларуси, из уст действующего главы государства прозвучала довольно грубая реплика. Характеризуя собственную власть, он сравнил ее с украинской: «Ну вот пришла бы такая власть, как в Украине… У нас народ через год ее выпрет, сравнивая с тем, что было при „плохом Лукашенко“ (см. „СБ“ от 31.01.06, с. 3).

Как у нас водится, главу государства поддержали его верные апологеты. Буквально через неделю в колонке редактора «СБ» новейшая «трагедия» Украины была «живоописана» всей силой таланта опытнейшего мастера пера: «Сегодня аналитики, еще недавно рукоплескавшие Тимошенко, по-бухгалтерски подсчитывают понесенные Украиной убытки. Все, что видели люди за прошедший год, — это грызня среди победителей, хруст костей до безжалостные обвинения. На фоне ухудшающейся жизни…» («СБ» от 8.02.06, с. 1).

Так и хочется заплакать, видя страдающих полуголодных и покусанных (надо полагать, москалями) украинцев от Чернигова до Одессы, от Харькова до Львова. Неужели же все так плохо? Особенно, по сравнению с процветающей Беларусью.

Для начала обратимся к максимально объективному источнику для оценок — статистике. В 2005 году, т. е. в год ужасного «хруста костей», реальные денежные доходы украинцев выросли на 20,1%. Для сравнения: в Беларуси этот показатель ожидается на уровне 18-19% (белорусский Минстат дает данные с месячным опозданием). Средняя заработная плата наемных работников в Украине составила в декабре 2005 г. 1019,7 гривен, что эквивалентно 185,4 долл. Годом ранее она составляла в декабре 131,5 долл., т. е. за прошедший год она подросла примерно на 41% (в Беларуси в декабре она была около 255 долл. при годовом приросте около 25%).

Впрочем, рост заработной платы даже в долларовом эквиваленте — это, конечно, еще не все. Можно объяснить его популизмом властей, их попыткой заигрывания с массами. Зато есть еще один показатель, который весьма объективен по своей природе — рост денежных сбережений населения в отечественных банках. Он, кстати, является также и свидетельством доверия граждан любой страны экономической политике своего правительства. Так вот, за 2005 год депозиты физических лиц в украинских банках выросли на 75,4% и составили 72,9 млрд. гривен в национальной валюте (14,9 млрд. долл.) и 31,0 млрд. долл. Всего — 45,9 млрд. долл., или 960 долл. на человека. Начиная с новорожденных и заканчивая глубокими стариками — ровесниками Великого Октября.

Процветающая Беларусь на этом фоне смотрится довольно уныло. Общий прирост депозитов физических лиц за 2005 год составил 42,0%, в т. ч. рублевых — 56,3%, валютных — 20,2%. А общая сумма сбережений составила 3,7 трлн. руб. (1,7 млрд. долл.) и 864,2 млн. долл. Всего — 2,56 млрд. долл., или примерно 261 долл., на белорусскую душу. Т.е. примерно в 3,7 раза меньше, чем в Украине.

Это, кстати, довольно интересный феномен, свидетельствующий о значительной репатриации денежных доходов, полученных гражданами Украины за рубежом (по свидетельствам очевидцев, украинцев в качестве наемных работников можно встретить где угодно — от Владивостока до Буэнос-Айреса).

Апологеты «белорусской экономической модели» могут также возразить: дескать, набрали в долг на Западе и «подкормили» электорат. Информируем на всякий случай: государственный долг Украины за 2005 год сократился на 8,5% по заимствованиям в национальной валюте и на 3,9% — по валютным займам. А общая его сумма на 1 января 2006 г. составила около 78 млрд. гривен, или 14 млрд. долл., что, в свою очередь, равняется примерно 20% годового ВВП. Напомним, допустимый максимум государственного долга к годовому ВВП — 60%. В Беларуси этот показатель несколько лучше — около 13-14%, но по другой причине — нам никто не дает в долг.

Не следует также драматизировать некоторое снижение темпов роста ВВП Украины в 2005 году — 102,4%. Во-первых, он достаточно бурно рос в предыдущие годы, и база отсчета заметно поднялась. Во-вторых, нынешние власти не без оснований обвинили своих предшественников в искусственном завышении этого показателя в 2004 г. (рост составил якобы 12,4%) в результате чего в 2005 г. пришлось частично «отработать» за предыдущий год и добавить еще. А в целом за последнее пятилетие прирост ВВП в Украине составил 44% против примерно 42,5% в Беларуси. Инфляция — как один из интегральных показателей методов стимулирования экономического роста — за 2001–2005 гг. в Украине составила 41,3%, в Беларуси — 3,05 раза.

Можно приводить еще много различных статистических данных. Некоторые из них получше выглядят в Беларуси, другие — в Украине. Но общий вывод будет таков: в 2005 году экономика Украины развивалась достаточно уверенно, а рост реальных денежных доходов населения превзошел все ожидания.

Поэтому все вопли о несчастной Украине и ухудшении уровня жизни ее населения — это, в лучшем случае, бред почерпнутый из пророссийской украинской прессы, в худшем — умышленное обливание грязью правительства В. Ющенко. Какой в этом смысл и почему именно в последние недели?

Ответ кроется, на наш взгляд, в подготовке белорусской власти к возможным протестам по итогам выборов 19 марта с. г. Как они будут проводиться и каков будет результат — гадать не приходится. Если оппозиции удастся вывести на улицу хотя бы несколько тысяч протестующих — о масштабах протеста наподобие киевского в ноябре–декабре 2004 г. и речи быть не может, — власть хочет заручиться моральным правом раздавить их со всей жестокостью. Т.е. якобы защищая миролюбивый белорусский народ от прихода к власти некомпетентных людей, наподобие украинских лидеров. Среднеазиатские режимы, т. е. коллеги по удержанию абсолютной власти, горячо поддержат такие действия, чтобы своим неповадно было. Москва тоже не будет осуждать — у нее у самой стоит задача «элегантной» передачи власти «преемнику» в 2008 году, и не исключено, что придется немного вымараться самой. И неплохо, чтобы Европа и прочие западные демократии понемногу привыкали к особенностям местного понимания демократических ценностей. Т.е. схема передачи власти «наследникам» и «преемникам» должна стать нормой во всем СНГовском регионе, и никто не должен вмешиваться в этот процесс.

Беларусь в этом плане — идеальный кандидат для «обучения» европейцев. Потерять в их глазах она уже ничего не может. Все, что можно было потерять, она уже потеряла. До экономических и политических санкций дело вряд ли дойдет. ЕС сейчас занят массой собственных проблем. Поэтому поплюются и оставят в покое.

Сложнее с Украиной. Сегодня киевская власть как будто не обращает внимания на белорусские выходки. Своих проблем хватает, включая серьезные трения с Россией. Но существует высокая вероятность того, что, по мере преодоления нынешних экономических и политических проблем, Киев более внимательно присмотрится к риторике северного соседа. Кстати, российский экономический гангстеризм, скорее всего, интенсифицирует процесс смены качества экономического роста в Украине, и уже в ближайшее десятилетие она способна стать ведущей экономической державой в центральной Европе с обширным внутренним рынком.

Строить отношения с Украиной нынешними методами — верх политической и экономической близорукости.