…До полной гибели всерьез?
Сегодня, когда ни один нормальный человек не может не сопереживать родным и близким жертв лондонских террактов, многое видится по-другому.
По-другому оцениваешь поведение испанских властей, под давлением террористов выведших свои войска из Ирака. Тем самым они продемонстрировали, что поддаются давлению, и вызвали иллюзию, что и все другие отступят. Премьер-министр Сапатеро должен был бы изучить опыт израильских спецслужб, доказавших, что единственно возможный выход — никогда не вести переговоров с террористами. Думается, израильтяне правы. Сейчас порожденные сапатеровским «великодушием» иллюзии обойдутся человечеству во многие тысячи жизней.
По-другому оцениваешь поведение канцлера Германии Шрёдера и президента Франции Ширака. Прав был Владимир Путин, сказав, что жизни германских и французских граждан — достаточно большой выигрыш по сравнению с сомнительным счастьем соучастия в антисаддамовской коалиции.
И по-другому оцениваешь поведение британских властей, отказавшихся выдавать российской прокуратуре бывшего полевого командира чеченских террористов Ахмеда Закаева. Оказывается, свобода бывшего актера Закаева, когда-то, насколько я помню, игравшего Гамлета, не является гарантией мирной жизни туманного Альбиона.
Нельзя делить жизни людей по принципу: «свои» — «чужие», мусульмане — христиане, славяне — англосаксы, белые — «цветные». Нельзя думать, что террористы бывают борцами за независимость. Нельзя! Потому что сама такая мысль оставляет лазейку для прикрытия, для обоснования собственного бездействия: мол, нас не тронут, мы ведь и в КГБ не служили, и депортацией не занимались, и… Но, в конце концов, Лоуренс Аравийский мало чем отличается от Павла Цицианова — тоже ведь «колонизатор». А колонии рано или поздно начинают мстить бывшей метрополии. Просто так. Потому что осознают себя не до конца освободившимися.
Закаев играл Гамлета? Вот, сейчас, наконец, и Британия подошла к тому, что ее политическим актерам предъявлен ультиматум: или продолжается публичная читка текста о правах человека в воюющей России (прикрывая при этом глаза на права человека в воюющем Ираке) — и тогда дело доходит, как писал Пастернак, до полной гибели всерьез — но уже людей, которые не имеют оружия, не воюют, а потому не обязаны защищаться сами. Или же защита своих граждан все-таки значит несколько больше, чем частичное ущемление прав всех остальных, и власти будут их защищать, — пусть даже их действия при этом отчасти и будут противоречить высоким идеалам добра и справедливости.
США, как известно, выбрали второй путь. Британцы, будучи их верными союзниками, до сих пор разыгрывали роль эдакого хлопотуна Полония, словно не понимающего, что все равно ты не сможешь остаться чистым в годину вселенского противостояния. И шпага того, кому ты вроде бы почти искренне желал добра, все равно пронзит тебя в самый неподходящий момент.
Так ведь в «Гамлете» — шпага. А здесь — бомбы. Подлые, рассчитанные на гибель множества ни в чем не повинных людей.
Это ли не плата за свободу Ахмеда Закаева? Вся Британия играет нынче в «Гамлете». Зрители переместились на подмостки. Трагедия продолжается.
Александр Федута
11.07.05Другие публикации автора