/Модель/

Взгляд Всемирного банка

29 июня состоялась презентация странового меморандума по Беларуси, подготовленного группой экспертов Всемирного банка (ВБ). Хотя основной доклад, занимающий более 300 страниц, еще предстоит согласовать с правительством, и только после этого открыть для всех желающих ознакомиться с ним и использовать его в своей работе, презентуемое Executive Summary (краткое изложение), содержит целый ряд любопытной информации. Причем, критический по сути доклад, составлен настолько политкорректно, что и сторонники, и противники «белорусской модели» найдут с чем не согласится с авторами.

Белорусское чудо: чем можно гордится

За годы реформ, особенно за 1996–2004 гг. Беларусь достигла значительных макроэкономических успехов. Так, официальная статистика фиксирует прирост ВВП за этот период на 77,4% или 6,6% в среднегодовом исчислении. При этом, по мнению банка, этот рост носил ярко выраженный социальный характер, поскольку произошло значительное сокращение бедности при относительно стабильных и умеренных показателях неравенства. Удельный вес населения, живущего за чертой бедности, снизился более чем в два раза — с 38,6% в 1996 г. до 17,8% в 2004 г., в результате чего около 2 млн. людей были выведены из категории малообеспеченных.

ВБ умалчивает, что показатель черты бедности в Беларуси, т. н. прожиточный минимум, это 125730 руб. Т.е. если на одного члена среднестатистической семьи приходится целых 130 тыс. — это уже не бедность. А таких «небедных» в Беларуси большинство. При чем до 2001 г. экономический рост и бедность росли одновременно, т. е. чем больше прирастал ВВП, тем выше было количество людей, живущих за чертой бедности. В 1999 г. таких людей было 46,7%, в 2000 г. — 41,9%. Наверное, понимая, всю специфичность такого роста, эксперты Всемирного банка разделили наш рост на два периода: 1996–2000 гг., и 2001 г. по н. вр.

Среди факторов, способствующих росту в первый период, выделены следующие:

В 2001–2004 гг. на белорусский рост главным образом влияли:

Т.е. успехи белорусского «тигра» совсем не впечатляющи, поскольку такая политика либо не приводила к росту реальных доходов, а, наоборот, истощала ресурсы предприятий, банков и населения, либо приводила к небольшому росту за счет мобилизации всех внутренних и внешних ресурсов. Белорусская экономика — это типичный пример мобилизационной экономики, живущей одним днем. Примерно тоже самое на протяжении ряда лет говорили и независимые эксперты, однако чиновники игнорировали их аргументы. И теперь правительство поставлено в достаточно «интересное» положение, поскольку чиновникам из Минэкономики и МИДа придется или согласится, или не согласится с таким взглядом на рецепт белорусской загадки виднейшими международными учеными.

Белорусское чудо: слабости и «провалы»

Рост ВВП, уменьшение бартера и некоторое сокращение количества очень бедных людей — это, наверное, единственное, чем можно гордится. Остальные макроэкономические параметры страны по-прежнему достаточно плохи. Так, белорусская инфляция продолжает оставаться самой высокой среди стран ЦВЕ и СНГ, объем государственной поддержки предприятий как процент от ВВП практически не снизился, сохраняется жесткое административное регулирование цен, индекс экономической свободы ухудшился.

Эксперты ВБ отмечают следующие слабости белорусских макроэкономических характеристик:

Общей слабостью и «провалом» белорусской экономики является рыночная реструктуризация предприятий (т.е. их приспособление к рыночным правилам и принципам функционирования, изменениям в финансовой, маркетинговой, кадровой политике и пр.). По мнению экспертов ВБ, белорусские предприятия добились незначительных успехов в области реструктуризации промышленности, в частности в области реструктуризации активов промышленных предприятий, их интеграции в мировую экономику через торговлю и инвестиции, реорганизации предприятий с целью превращения их в эффективный компонент рыночной экономики. Такие выводы делает профессор лондонской школы экономики Сол Эстрин, основываясь на детальном анализе результатов опроса частных, приватизированных и государственных предприятий, проведенном ВБ в рамках подготовки меморандума.

На основе проведенного анализа эксперты ВБ утверждают, что в Беларуси приватизированные предприятия работают не лучше государственных предприятий, а новые предприятия, как правило, не демонстрируют каких-либо отличий в результативности работы по сравнению с другими предприятиями, как государственными, так и приватизированными, что противоречит данным по другим странам, включая Польшу или Россию. По мнению профессора Эстрина, основным определяющим фактором эффективности работы белорусских предприятий (любой формы собственности) являются особые экономические условия (т.н. мягкие бюджетные ограничения — т. е. всевозможные льготы и субсидии), что в корне отличается от факторов, свойственных большинству других стран рыночной экономики (максимизация прибыли, сбыта, стоимости компании и пр.).

По мнению экспертов ВБ это свидетельствуют о том, что в Беларуси пока не сформировалась институциональная среда, способствующая зарождению динамичной рыночной экономики. Условия, в которых работают новые и приватизированные предприятия, не позволяют им реализовать потенциальные выгоды, которые несет в себе частная собственность. В целом, ситуация в частном секторе не внушает оптимизма: сохраняется значительный государственный контроль над деятельностью приватизированных предприятий, тогда как новые частные предприятия в большинстве своем слабы. «Анализ показывает необходимость срочного проведения радикальной реформы для высвобождения потенциала роста, основанного на духе предпринимательства, динамизме и гибкости новых предприятий», — говорится в документе. — «Опыт стран с переходной экономикой свидетельствует о том, что новые предприятия — движущая сила реструктуризации и экономического роста. Беларусь же лишает себя столь существенных экономических преимуществ».

Новые и старые вызовы для белорусской экономики

Эксперты банка обращают внимание на то, что рост производительности в белорусской промышленности достигнут преимущественно за счет большей загрузки унаследованных производственных мощностей, но не за счет таких важнейших рычагов, как создание новых предприятий, освоение новых рынков, приобретение новых навыков, изменение формы собственности и т. д. «Устойчивость таких улучшений в долгосрочной перспективе вызывает сомнения», — осторожно подчеркивается в докладе. По мнению ВБ источники роста предыдущих лет (ценовые преимущества, восстановление российской экономики после кризиса 1998 г., увеличение спроса на внутреннем рынке, увеличение экспорта продукции нефтеперерабатывающей отрасли в Европу) не смогут играть такую же роль в будущем. Соответственно, существует большая вероятность замедления темпов роста и, соответственно, возможностей государства финансировать социальные расходы.

Специалисты ВБ видят следующие тревожные сигналы, которые будут приводить к снижению производительности и падению конкурентоспособности промышленного сектора:

В силу нереформированности белорусской экономики даже источники роста предыдущих лет уже не будут работать. Так, сохранение унаследованной промышленной базы и инфраструктуры в условиях низкой прибыли предприятий, недостаточных сбережений населения и неблагоприятного инвестиционного имиджа Беларуси ограничивает приток инвестиций и делает невозможной модернизацию экономики. Бюджетно-налоговая политика, политика в области заработной платы и занятости, направленные на стимулирование внутреннего спроса, приводит к чрезмерному росту затрат на оплату труда и подрывает конкурентоспособность. Вызывают сомнение у экспертов и возможности дальнейшего субсидирования ведущих отечественных экспортеров (как в рамках возможного в будущем нового формата российско-белорусских отношений, так и в свете вступления в ВТО). Кроме того, точечная поддержка отдельных предприятий подрывает стимулы для проведения реструктуризации и внедрения инноваций данными предприятиями. Достаточно туманны ценовые и иные рыночные преимущества белорусской продукции на российском рынке. Еще менее очевидна возможность сохранить российские субсидии на энергоносители (в виде более низких цен) и иные трансферты. Неопределенны и выгоды от сохранения благоприятной внешней среды, поскольку 1) цены на нефть и другие товары не всегда будут высокими, 2) положение Беларуси на внешних рынках весьма неустойчиво, поскольку сильно зависит от ограниченного числа крупных экспортеров, которые, в свою очередь, сильно зависят от конъюнктуры одного рынка, 3) если темпы реструктуризации предприятий не ускорятся, Беларусь потеряет и российский рынок.

Парадоксы белорусского чуда

Опрос менеджмента белорусских предприятий, проведенный ВБ, продемонстрировал интересный парадокс белорусской экономики. Так, на вопрос о росте средней зарплаты положительно ответило 72,6% руководителей предприятий, на вопрос о росте производительности труда — 44,3%, рост инвестиций в основной капитал отметило 24%, а рост валовой прибыли — только 16,6%. Такой рост специалисты ВБ назвали несбалансированным. Т.е. он не является экономически целесообразным в долгосрочной или даже среднесрочной перспективе, поскольку очевидно, что экономика живет не по средствам. В нормальной экономике эти взаимосвязи должно быть «с точностью до наоборот»: рост валовой прибыли должен обеспечивать рост инвестиций, те, в свою очередь, влиять на производительность труда, а та — на рост зарплаты. Как долго сможет продолжаться такая «неправильная» или «несбалансированная» тенденция, эксперты ВБ не стали прогнозировать.

В своем меморандуме эксперты ВБ отмечают несомненные успехи белорусских властей по сохранению управляемости экономики, ее роста и социальной направленности. В тоже время, встающие перед страной риски и угрозы могут привести к большим потрясениям в будущем и медленному затуханию положительной динамики роста ВВП. Международные эксперты призывают правительство к комплексным рыночным реформам, направленным на любимые табу белорусских властей — либерализацию, приватизацию, демонополизацию экономики и структурные реформы. Пока еще благоприятная конъюнктура мировых рынков, сохраняющийся рост, позитивное восприятие ситуации предприятиями и населением, низкий уровень внешнего долга и мощный административный потенциал государства позволяют, по мнению ВБ, при наличии политической воли, начать и провести необходимые рыночные реформы именно действующим правительством.

Согласится ли правительство с выводами международных экспертов или потребует что-то подкорректировать, покажет время. Ведь, несмотря на нейтральный и политкорректный тон, отчет содержит ряд нелицеприятных выводов о природе и, главное, перспективах белорусской модели. И о возможной реакции отдельных высокопоставленных лиц можно только гадать.