Официальный Минск не скрывает своего желания провести скорейшую ревизию заключенного 27 января нефтяного соглашения с РФ по импорту в страну российской нефти.
Белорусская сторона отчаянно сопротивлялась подписанию этого документа, и только после 8 раундов изнурительных переговоров «сломалась» — еще несколько дней, и отечественные НПЗ остались бы на голодном сырьевом пайке. Зимой остановка для нефтеперерабатывающих заводов — смерти подобна.
Новые нефтяные договоренности — это бомба под белорусское экономическое чудо. Реальные потери сложно просчитать, поскольку размер стандартной российской пошлины (а теперь Беларусь должна с учетом ее покупать всю нефть, за исключением 6,3 млн. т) зависит от мировой цены нефти и ежемесячно пересматривается. Но очевидно, что около 2 млрд. USD белорусский бюджет может потерять — ведь теперь всю добываемую в Беларуси нефть придется перерабатывать дома, хотя ранее благодаря ее продажам госказна ежегодно пополнялась 500-700 млн. USD.
В новых условиях отечественные НПЗ будут стремиться снизить объем закупки нефти с «полной» пошлиной. Сами нефтяники убеждены, что повторить прошлогодние результаты (в 2009 году «Нафтан» переработал 10,7 млн. т нефти, а Мозырский НПЗ — 10,95 млн. т) не удастся.
Конечно, теоретически правительство может административном жимом заставить заводы обеспечить прошлогодние объемы переработки. Но оплатит ли бюджет неизбежные убытки?
Отдать всю беспошлинную нефть на переработку самим НПЗ тоже не получится. Придется делить льготную квоту с российскими компаниями-давальцами, которые построили в Беларуси сеть АЗС. Тем более, что белорусская нефтепереработка экономически оправдана в том случае, если около половины объемов финансируют компании-давальцы.
В целях создания приемлемых условий для нефтепереработчиков правительство вынуждено будет отказаться от экспортных пошлин на нефтепродукты. Три года назад по соглашению с Россией оно вынуждено было унифицировать экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты с российскими под страхом введения 100-процентной пошлины в случае игнорирования данного условия, а теперь этот платеж придется обнулить.
Но этого недостаточно для сохранения привлекательности отечественной нефтепереработки.
Правительству придется думать и над тем, как в новых условиях сохранить экспорт и не «уронить» внутренний рынок, который был в последнее время убыточным (этот минус нефтяники ранее покрывали за счет экспорта). Теперь от такого перекрестно субсидирования придется отказываться. Есть два варианта: повысить на внутреннем рынке цены на горючее, что является непопулярным решением на фоне предстоящих выборных кампаний, или же снижать долю акцизов в его стоимости, от чего пострадает бюджет.
Очевидно, что плохо и то, и другое. Но ведь делать что-то придется, — в противном случае и для нефтянки придется искать финансового донора.
По оценкам специалистов, объем загрузки каждого НПЗ в 2010 году может снизиться примерно на 3-4 млн. т.
Можно предположить, что подобные сценарии не добавляют оптимизма профильным чиновникам. Ведь на кону — выполнение прогнозных показателей, за что они несут едва ли не персональную ответственность.
Напомним, что под занавес уходящего 2009 года — постановлением от 31 декабря — правительство в целях выполнения амбициозных планов роста ВВП вынуждено было перекроить прежние цифры в сторону увеличения в первую очередь для нефтяников. В соответствии с новыми планами, в 2010 году экспорт нефти и нефтепродуктов в Беларуси должен быть увеличен на 26-27% по сравнению с 2009 годом.
Ясно, что теперь новые условия поставок нефти похоронили эти планы. Если же учесть, что нефтянка тянет за собой целый «шлейф» отечественной нефтехимии, которой поставляет продукцию по сниженным ценам, пострадает и она.
Вот почему, вынужденно поставив подпись под пакетом нефтяных документов, белорусская сторона не может смириться, что новые условия — это всерьез и надолго.
«Соглашение в нынешнем виде не может долго жить», — заявил в интервью белорусским телеканалам в день подписания соглашения В. Семашко. По его словам, «это нонсенс, что в рамках Таможенного союза мы квотируем, столько-то беспошлинно, столько-то с пошлинами». «Я думаю, что российская сторона это понимает. Мы должны еще вернуться к этому вопросу, и я думаю, что будут существенные, радикальные изменения», — оптимистично заявил правительственный куратор белорусского ТЭКа.
Очевидно, что правительство хочет максимально ускорить пересмотр нефтяных договоренностей.
Вопрос поставок энергоресурсов уже внесен в повестку заседания союзного Совмина, которое пройдет в марте в Бресте. Такая договоренность достигнута в ходе состоявшегося 30 января телефонного разговора премьер-министра Беларуси Сергея Сидорского и премьер-министра РФ Владимира Путина, сообщает БЕЛТА.
Можно предположить, что после недавнего долгого и практически безрезультатного для себя торга официальный Минск теперь понимает, что за нефтяные льготы придется хорошо заплатить. Анонсированный на этой неделе визит в Беларусь вице-премьера РФ Игоря Сечина покажет, что взамен потребует Кремль.