Как Вы оцениваете подключение Казахстана к белорусско-российскому «нефтяному спору»? Какое влияние может оказать Астана на переговоры по данному вопросу?
Валерий Карбалевич.Думаю, заявление посла Казахстана никак не повлияет на нефтяной конфликт Беларуси и России. Посол ссылается на договоренности Беларуси и Казахстана. Но любые транзитные соглашения между нашими странами невозможно реализовать без участия России. Казахскую нефть можно поставлять в Беларусь только по российскому нефтепроводу. Дальше эту тему можно не продолжать.
Но не это главное. Ведь для Беларуси важна не нефть вообще, а дешевая нефть. И нынешний конфликт между Минском и Москвой касаются именно этого вопроса. Нет проблем с поставкой российской нефти на белорусские НПЗ. Есть проблема поставок российской нефти с льготной пошлиной.
Если вдруг предположить, что Россия согласится по своим нефтепроводам поставлять в Беларусь казахскую нефть, то она окажется не дешевле российской. Оставим в стороне технический вопрос, насколько наши НПЗ готовы перерабатывать казахскую нефть, ибо они «заточены» на российскую.
Возникает более общая проблема. Будет ли рентабельна переработка нефти и экспорт нефтепродуктов, если Беларусь будет покупать нефть по мировым ценам? Ведь именно статус оффшора, т. е поставка РФ дешевой нефти, давал возможность Беларуси получать большие прибыли от нефтепереработки. А с введением мировых цен ситуация может кардинально поменяться. Кстати, по этой причине «легли» украинские НПЗ. Вообще в мире нефтеперерабатывающие заводы обслуживают, как правило, только свои страны, ибо экспорт нефтепродуктов просто невыгоден из-за транспортного плеча и других факторов. Беларусь в этом смысле была исключением по причине поставок нефти по льготным ценам. Странно, почему по этому поводу молчат наши экономисты, хотелось бы посмотреть на их подсчеты.
Таким образом, если Россию настоит на своем, может рухнуть целая отрасль белорусской экономики. И что делать с НПЗ, огромной инфраструктурой, трудовыми коллективами, бюджетом, наконец? Неизбежно возникнет вопрос о продажи НПЗ российским кампаниям, ибо только в этом случае Москва может пойти на уступки в вопросе о пошлинах.