В последнем социологическом опросе НИСЭПИ особый интерес представляют ответы белорусов на вопрос о своем гипотетическом участии в украинских президентских выборах, которые состоятся в середине января 2010 г. Любопытно, что согласно опросу белорусы показывают более «оранжевые» предпочтения, чем украинцы. На Ваш взгляд, о чём говорят эти данные? Позволительно ли говорить о том, что белорусское общество всё больше дрейфует в сторону демократических ценностей?

Сергей Николюк. К любым результатам, полученным в ходе общенациональных социологических опросов, не следует относиться буквально. Это лишь «сырье» для аналитической работы. Например, в декабре на вопрос: «Если бы пришлось выбирать между объединением с Россией и вступление в Евросоюз, что бы Вы выбрали?», 42,1% респондентов высказались за объединение с Россией, а 42,3% — за вступление в Евросоюз. Означает ли это, что всех белорусов можно поделить с точки зрения геополитической ориентации на две примерно равные группы?

Я бы рекомендовал с таким однозначным выводом не торопиться. Поставим вопрос иначе («Каков, на Ваш взгляд, исторический путь Беларуси?») и предложим иной набор вариантов ответа. При этом сразу выявится отличная структура геополитических предпочтений. В безусловных лидерах окажутся сторонники собственного пути развития — 55,0%, доля же сторонников европейского выбора сократится почти вдвое — 23,6%.

Как любит повторять директор Левада-центра, самый цитируемый на западе российский социолог Лев Гудков: «Данные соцопросов не означают ничего, все дело в их интерпретации».

Поясню цитату на примере школьного курса физики. Резерфорд в свое время облучал тонкие золотые пластинки альфа частицами, при этом на флюоресцирующем экране возникала определенная картинка. Что она означала? Как и в случае с соцопросами сама по себе — ничего. Интерпретировать ее можно было только в рамках определенной теории (модели), которую Резерфорду пришлось для этого создать.

Национальные соцопросы можно представить в качестве своеобразного опыта Резерфорда: набор вопросов — источник облучения, общество — золотая пластинка, ответы респондентов — картинка на флюоресцирующем экране. Ее интерпретация также возможна лишь в рамках определенных социальных теорий и моделей.

В декабре социологи НИСЭПИ предложили белорусам «принять участие» в президентских выборах в Украине (табл. 1). Политические предпочтения белорусов неожиданно оказались более «оранжевыми», чем украинцев: относительно Тимошенко — плюс 3.7 пункта, относительно Ющенко — плюс 10.4 пункта.

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «В январе 2010 года в Украине состоятся президентские выборы. Если бы Вы имели возможность участвовать в них, то за кого Вы бы проголосовали?», % (сравнение с электоральными рейтингами в Украине)


Вариант ответа

Опрос в Беларуси
(НИСЭПИ 12.09)

Опрос в Украине
(Центр им. Разумкова 10.12)

Юлия Тимошенко

21.0

17.3

Виктор Янукович

19.9

24.7

Виктор Ющенко

14.6

4.2

Арсений Яценюк

2.0

7.3

Иной кандидат

1.9

13.9

ЗО/НО

40.6

32.5*

*В Украине эта позиция включает также ответы «Голосовал (-а) бы против всех» и «Не участвовал (-а) бы в голосовании»

С моей точки зрения, отвечая на вопрос табл. 1, соотечественники демонстрировали не свои политические предпочтения, а в первую очередь свою информированность относительно кандидатов в президенты. Обратите внимание на вариант «Иные кандидаты» с его рекордной разницей в 12 пунктов, но на этот раз в пользу украинцев. В проигрыше оказался и Яценюк, о котором белорусам практически ничего не известно.

Для многих украинцев президент Ющенко — это политик, не оправдавший завышенные ожидания времен «оранжевой» революции. Отсюда его низкий электоральный рейтинг. У белорусов же подобного повода для разочарования не было.

И в заключении хотелось бы отметить, что наблюдаемая в ходе социологических опросов динамика, как правило, является реакцией на перемены в медийном пространстве, и ее не следует связывать с изменением ценностей. Ценности любого общества записаны на долгоиграющей пластинке. Под воздействием сиюминутных событий они не изменяются. По крайней мере, надежно зафиксировать такие изменения в ходе общенациональных опросов не представляется возможным.

Обсудить публикацию