8 декабря Сергей Мартынов принял участие в первом ежегодном совещании министров иностранных дел стран, входящих в инициативу Европейского союза «Восточное партнерство», где подводились итоги развития этой программы. Накануне Бенита Ферреро-Вальднер, покидающая пост еврокомиссара по вопросам торговли и Европейской политики добрососедства, опубликовала статью, в которой с гордостью назвала себя «матерью этого младенца, который так быстро вырос». По ее мнению, за короткое время был пройден очень большой путь. Какие достижения имелись в виду вообще, и чего можно ожидать гражданам Беларуси?

Андрей Федоров. Очень хотелось бы порадоваться вместе с госпожой Вальднер и участниками совещания, однако особых оснований для этого пока не видно. В ее публикации много говорится об исходных намерениях сторон, а также о том, что «удалось поработать над обоими компонентами инициативы — двусторонним и многосторонним форматами отношений».

Из конкретных же результатов отмечаются лишь переговоры по Соглашению об ассоциации с Украиной, ожидаемое начало аналогичного процесса с Молдовой и проведение соответствующей подготовки для кавказских стран. По поводу нашей страны говорится как о поставленной цели об улучшении возможности для ее жителей путешествовать в Евросоюз. Откровенно говоря, не слишком впечатляет.

Конечно, это не обязательно означает, что дела действительно обстоят неважно. В конце концов, когда строится дом, закладка фундамента обычно тоже не является ярким зрелищем. Так что остается ждать и надеяться, что в дальнейшем достижения окажутся не просто положительными, но и достаточно зримыми.

Что касается Беларуси, то здесь, к сожалению, оснований для пессимизма побольше, несмотря на то, что она одной из первых заявила достаточно большое количество экономических проектов. Вероятно, не случайно на упомянутой встрече глава белорусского внешнеполитического ведомства заявил, что их реализация требует серьезного ускорения.

Похоже, однако, что в данном случае проблемы заключаются не столько в самих предложениях, сколько в сопутствующих обстоятельствах. Так, по-прежнему нет ясности, кто будет входить в делегацию страны в Парламентской Ассамблее ВП Euronest — только официальные народные избранники или они же совместно с представителями оппозиции и гражданского общества.

Если власти будут категорически настаивать на первом варианте, то не исключено, что участие Беларуси в ВП может быть заторможено еще больше. Тем более, при продолжении акций, аналогичных изгнанию из университета молодежной активистки Татьяны Шапутько, которая участвовала в первом Форуме гражданского общества, являющегося частью ВП. Между прочим, ту встречу Бенита Ферреро-Вальднер также оценила весьма высоко. Кстати, складывается впечатление, что таким образом официальный Минск нащупывает тот предел, выход за который может повлечь негативные последствия.

Поэтому говорить о грядущих выгодах для нашей страны пока, как представляется, несколько преждевременно.

Обсудить публикацию