Как сообщалось, одним из пунктов повестки дня недавнего визита в Беларусь президента Казахстана Нурсултана Назарбаева было обсуждение с белорусским коллегой вопросов, связанных с предстоящим в следующем году председательством этой страны в ОБСЕ. Александр Лукашенко уже выразил поддержку всем инициативам Астаны. Некоторые обозреватели высказали предположение, что среди прочего могла рассматриваться дальнейшая судьба Минского Офиса этой организации. Известно ли что-нибудь об упомянутых инициативах, и зависит ли от Казахстана решение относительно данного представительства?
Андрей Федоров. Действительно, с 1 января 2010 года Казахстан первой из стран СНГ займет председательское кресло в ОБСЕ. Эта должность никоим образом не является определяющей в выработке политики всей организации, председатель является лишь первым среди равных.
В то же время она предоставляет некоторые возможности для постановки вопросов. И планы на следующий год, надо сказать, Астаной намечены грандиозные: проведение всеобъемлющей конференции ОБСЕ по толерантности, встречи мировых религиозных лидеров, усиление контроля над вооружениями, распространением опасных материалов и оружия массового уничтожения, объединение народов в борьбе с терроризмом и разработка универсального договора о нераспространении ядерного оружия.
Казахстан выразил готовность взять на себя роль медиатора между мусульманским и европейским сообществами. Не были забыты также охрана окружающей среды и развитие экономики с учетом экологических норм.
По мнению некоторых экспертов, основная цель этой беспримерной активности заключается в том, чтобы Назарбаев смог получить Нобелевскую премию мира. Поэтому крайне любопытно будет посмотреть через год на результаты. Честно говоря, их достижение сомнительно.
Сложившуюся ситуацию намерена использовать и Россия. Она предложила провести встречу лидеров ОБСЕ, Организации договора о коллективной безопасности, НАТО, Евросоюза и СНГ. Кремль, как известно, чрезвычайно активно проталкивает идею заключения нового договора о безопасности в Европе, и такая масштабная тусовка представляется ему важным шагом на пути к намеченной цели. Кроме того, Москва явно рассчитывает, что ее тесные политические отношения с Астаной помогут снизить акцент деятельности ОБСЕ в таких областях, как соблюдение прав человека, наблюдение за выборами и т. п.
Впрочем, Соединенные Штаты и страны Евросоюза наверняка будут учитывать это обстоятельство и сделают все возможное, чтобы работа организации не была дестабилизирована. Тем более, что Казахстан пообещал Вашингтону и Брюсселю «не делать резких движений» на посту председателя ОБСЕ и прислушиваться к мнению «цивилизованного большинства», в частности, противостоять попыткам внести коррективы в мандат БДИПЧ по наблюдению за выборами.
В свете этого весьма непростыми для него выглядят ситуации, когда в качестве председателя он будет поставлен перед необходимостью озвучивать критику ОБСЕ в адрес своих союзников и партнеров по СНГ, имея возможность лишь пытаться смягчить формулировки и сместить акценты.
Что же касается ближайшей судьбы Минского Офиса, то она будет решаться еще при нынешнем председательстве Греции, на ежегодной встрече министров иностранных дел стран-участниц ОБСЕ, которая как раз в эти дни проходит в Афинах. Несмотря на известное высказывание Владимира Макея об отсутствии в нем необходимости, представительство, думается, пока сохранится.
В таком случае аналогичное обсуждение пройдет через год в казахской столице. Но и там в услугах хозяев по прекращению деятельности Офиса нужды не будет, так как для этого достаточно просто отказа официального Минска.