Вступление Беларуси в Таможенный союз затормозит создание зоны свободной торговли между Беларусью и ЕС.
Одной из основных целей, которую преследует Беларусь, участвуя в программе «Восточное партнерство», является нормализация торгового режима с Евросоюзом, вплоть до введения зоны свободной торговли, отметил Александр Лукашенко 21 мая, принимая с докладом первого вице-премьера Владимира Семашко, возглавлявшего белорусскую делегацию, принимавшую участие в учредительном саммите инициативы «Восточного партнерства»
Европейского союза 7 мая в Праге.
Но уже в июле во время интервью австрийской газете «Ди Прессе» (Die Presse) А. Лукашенко заявил, что Беларусь заинтересована участвовать и в Таможенном союзе с Россией и Казахстаном, и в зоне свободной торговли с ЕС. «Для нас приоритет — это время. Мы никогда не откажемся от Таможенного союза, потому что нам это выгодно. Но мы бы не отказались от зоны свободной торговли с ЕС, если бы нам завтра ее предложили, и мы могли бы
этим воспользоваться», — сказал А. Лукашенко.
Делая такие заявления, белорусский президент или лукавит, или же сильно заблуждается. Никто Беларуси предлагать зону свободной торговли с Евросоюзом не собирается, если страна не захочет этого сама и не предпримет для этого усилия.
Такая постановка вопроса в принципе исключена. Дело в том, что создание полноценных зон свободной торговли между ЕС и странами партнерства, что является целью всех соглашений об ассоциации, которые будут заключены между ними, предполагается лишь после вступления этих стран в ВТО.
Но сейчас правительство и не ставит перед собой задачи вступить страны в ВТО. Напротив, приоритетной задачей объявлено создание Таможенного союза, — именно от этого регионального объединения Беларусь ждет скорых дивидендов, рассчитывая, что формирование новой структуры, не потребует, в отличие от вступления в ВТО, тяжелой и болезненной реструктуризации национальной экономики.
Почему не торопимся в Европу?
На страны ЕС приходится более половины объема внешней торговли Беларуси: 14,5 млрд. USD из почти 23 млрд. USD товарооборота в 2008 году, и при этом сальдо для Беларуси сложилось положительное.
Казалось бы, такой экспортный «расклад» должен подстегнуть Беларусь к интеграции в мировую экономику, непременным условиям которой является вступление в ВТО. Однако весь фокус состоит в том, что впечатляющие объемные показатели белорусского экспорта в Европу объясняются прежде всего великолепной ценовой конъюнктурой на несколько видов продукции — прежде всего, нефтепродукты и калийные удобрения.
В то же время уровень диверсифицикации белорусского экспорта за последние 10 лет не только не увеличился, а сократился. Это отметила экономист Исследовательского центра Института приватизации и менеджмента Ирина Точицкая, сославшись в своем докладе на XII Минском форуме на базу данных ООН, куда все страны предоставляют информацию о своей внешнеэкономической деятельности. Анализ данных по 2852 товарным позициям показывает, что если в 1999 году диверсифицированность белорусского экспорта составляла
75,4%, то в 2008 году — 63,2%. К примеру, у Украины этот показатель — 80%.
Основной набор экспортной продукции Беларуси приходится на природные ресурсы, низкотехнологичные товары, капиталоемкие товары и товары с высокой долей квалифицированного труда. К примеру, экспорт природных ресурсов в страны вне СНГ с 1999 года вырос с 22% до 62,7%. Экспорт остальных товаров снижается.
В белорусской экспортной корзине уменьшается доля товаров с высокой долей квалифицированного труда на рынках стран СНГ. Таким образом, тенденция следующая: из-за высокой конкуренции белорусская продукция не может конкурировать на европейских рынках, но ей также все сложнее конкурировать и на рынках СНГ.
Тем не менее, Беларусь цепко держится за российский рынок, хотя продажей товаров на российском рынке зарабатывает меньше, чем за пределами СНГ.
К примеру, по данным официальной статистики за июль текущего года экспорт товаров в страны вне СНГ вырос в стоимостном выражении более чем на 1 млрд. USD — с 5,063 млрд. USD за январь–июнь до 6,187 млрд. USD за январь–июль. Экспорт же в Россию вырос только на 600 млн. USD — с 2,906 млрд. USD до 3,521 млрд. USD.
В общем объеме экспорта белорусских товаров доля России остается по-прежнему высокой — 32,9%. По многим позициям российский рынок остается основным. На Россию приходится 99,9% экспорта мяса, обуви — 93,6%, телевизоров — 96,9%, дорожной техники — 82,8%, металлообрабатывающих станков — 85,6%, рыбы — 81,3%, двигателей внутреннего сгорания — 79,1%, холодильников — 76,7%, мебели — 70,7%.
Например, по итогам 2008 года предприятия Минсельхозпрода Беларуси увеличили экспорт продовольствия в Россию на 37% по сравнению с предыдущим годом — до 1,4 млрд. USD. Продукция поставлялась в 68 регионов РФ.
Что привлекает Беларусь в Таможенном союзе
Понимая, что формирование Таможенного союза дает шанс получить определенные дивиденды от использования своего транзитного потенциала, а также выторговать выгодные условия поставок энергоресурсов, официальный Минск с самого начала был активным сторонником «тройки».
Замминистра экономики Андрей Тур в ходе Минского форума по этому поводу оптимистично заявил, что и для Европы это «колоссальный выигрыш» — иметь взаимоотношения с Беларусью как со страной, которая будет в Таможенном союзе вместе с Россией и Казахстаном.
«Если наши инвестиционные возможности вас устраивают, то это открывает для ваших товаров при создании совместных производств на территории Беларуси проникновение без таможенных пошлин на колоссальную экономическую площадку до Владивостока и почти до Китая», — сказал А. Тур. «Это совершенно другой рынок с условиями другого конкурентного преимущества», — добавил он.
Беларусь рассчитывает за счет создания Таможенного союза повысить свой транзитный потенциал, который пока используется лишь на 20%, о чем А. Тур говорил 7 октября в ходе Белорусского транспортного конгресса.
Беларусь находится между двумя крупными экономическими центрами — Евросоюзом и Россией. С одной стороны, Беларусь граничит с государствами ЕС с общим ВВП 11,5 трлн. USD, с другой стороны — с Россией, чей ВВП в 2008 году составил 1,8 трлн. USD.
«Не следует также забывать о начале работы Таможенного союза с 1 января 2010 года», — заметил А. Тур. Имея такое уникальное геоположение и создав в стране современную транспортно-логистическую инфраструктуру, Беларусь могла бы часть логистических операций в России «перетянуть» на себя. В частности, сократив у себя срок проведения логистических процедур «до недели», разгрузить Москву и Подмосковье от части логистических услуг, на осуществление которых уходит 12-13 дней.
Именно транспортная логистика во многом должна предопределять социально-экономическое развитие Беларуси уже в ближайшей перспективе, подчеркнул А. Тур.
Беларусь собирается активизировать работу по созданию условий для транзитных грузопотоков и, прежде всего, в евроазиатском направлении, где расположены основные грузообразующие страны — Россия, Казахстан, Китай, Япония. По оценкам, только объем китайских грузов в этом направлении составляет около 150 млн. т в год.
С этой целью в Вильнюсе 19 октября в ходе первого Евроазиатского транспортного форуме ASEM министры транспорта Беларуси, Литвы и Китая подписали декларацию о создании сухопутного транзитного коридора Восток — Запад, который должен стать альтернативой морскому — Азия-Европа.
Очевидно, что новый транспортный коридор Восток-Запад через Беларусь в направлении Литвы заработает лишь в том случае, если всем его участникам удастся согласовать транзитную политику с Россией. Создание Таможенного союза дает такой шанс.
По крайней мере, Казахстан, прежде чем подписывать учредительные документы о создании нового регионального объединения, поставил перед правительством РФ вопрос об унификации трех стран тарифов на железнодорожные перевозки.
Правительство Беларуси, вероятно, также рассчитывает, что создание Таможенного союза между Россией, Беларусью и Казахстаном послужит стимулом к развитию отечественного автопроизводства. Оно давно вынашивает эту идею в надежде на помощь мировых компаний. Пока ее было сложно реализовать из-за недостаточной емкости отечественного рынка, а на российский было не попасть из-за разного размера пошлин. Теперь появился
шанс.
Эти амбиции, имеющие в виду прежде всего пресловутое импортозамещение, могут оказаться сильнее, чем опасение вызвать недовольство белорусских автолюбителей вследствие унификации импортных пошлин на автомобили в рамках Таможенного союза.
Стратегический проигрыш
Тактические выигрыши, которые могут для Беларуси иметь место в рамках нового объединения, не снимают с повестки главного для нее вопроса — необходимости модернизации белорусской экономики. Чтобы активизировать торговлю не только с Россией, но и с другими странами, национальная экономика нуждается в стратегических инвесторах, которые могут помочь белорусским производителям выйти на новые в том числе европейские рынки.
Понимая это, правительство призывает предприятия ускорить техперевооружение национальной экономики. Однако без реальной приватизации ожидать принципиальных изменений в отечественной экономике не стоит.
Пока же модернизация проводится не системно, многие проекты носят косметический характер.
К примеру, за январь–август этого года импорт инвестиционных товаров в Беларусь составил почти 1,9 млрд. USD, упав по сравнению с прошлым годом почти на 25%. Хотя по отдельным группам товаров произошел рост импорта. В частности, было больше ввезено металлообрабатывающих станков (на 59,4 млн. USD), оборудования для производства и отделки нетканых материалов (на 17,4 млн. USD), вагонов железнодорожных и трамвайных (на 11,4 млн. USD), машин сельскохозяйственных для подготовки и обработки почвы (на 9,4
млн. USD).
По задумке правительства, за счет роста инвестиционного импорта предприятиям удастся провести техническую модернизацию производства, чтобы затем успешно конкурировать на внешних рынках.
На самом деле, существенно ситуация в отечественной экономике не меняется. Глава Нацбанка Петр Прокопович на недавнем совещании у президента откровенно заявил, что отрицательное сальдо (за 9 месяцев оно выросло до 5 млрд. USD) обусловлено тем, что белорусская промышленность неконкурентна на внешних рынках, не внедряются новые технологии в производство и импортируется много того, что может производиться внутри
страны.
Поможет ли Таможенный союза ускорить модернизация белорусской экономики?
Замдиректора департамента ВЭД МИД Беларуси Антон Кудасов, выступая недавно на заседании Республиканского клуба директоров заявил, что с 1 января 2010 года условия доступа европейских товаров на наш рынок в целом улучшаются: причем, из трех стран по сравнению с сегодняшней ситуацией это улучшение наиболее очевидно для Беларуси.
При этом он подчеркнул, что никаких «революционных изменений в таможенном
тарифе Беларуси не предполагается».
Привлекательным фактором для субъектов хозяйствования, по оценкам чиновников, является то, что производителям теперь не придется получать сертификат происхождения. Дело в том, что сейчас в Россию можно свободно поставлять лишь товары с определенной степенью локализации — то есть, где доля местных комплектующих превышает 50%. После 1 июля 2010 года любой товар, произведенный на территории Беларуси, сможет беспрепятственно, без всяких сертификатов получить доступ на рынки России.
«Кому как не Беларуси, которая с советских времен считалась сборочным цехом, извлекать дополнительные преимущества?» — сказал А. Кудасов. По его словам, не будет проблем и с товарами трех стран: ввезенные легально, они свободно могут перемещаться по территории Таможенного союза, в то время как сегодня они при поставках в другую страну каждый раз облагаются таможенными пошлинами.
К тому же, в рамках Таможенного союза Беларусь собирается договориться о приемлемой цене на российский газ и выгодных условиях поставок нефти. По крайней мере, сейчас Минск настаивает на включении в соглашения о создании Таможенного союза принципа недискриминации — то есть принципа равного отношения ко всем субъектам хозяйствования.
Очевидно, что низкие цены на энергоносители не будут стимулировать реформирование отечественных предприятий.
Другое дело, отмечают чиновники, что белорусские производители больше не смогут просить правительство защитить их от импортной продукции. Внешнеторговую политику будет проводить наднациональный орган — Таможенная комиссия. Будет ли эта комиссия ориентирована на европейские стандарты и приближение к нормам ВТО, большой вопрос.
Скорее всего, участникам Таможенного союза не придется сильно беспокоиться за конкурентоспособность своих предприятий. Больше похоже на то, что участники Таможенного союза будут вместе защищаться от конкуренции с европейскими компаниями.
Вице-министр индустрии и торговли Казахстана Тимур Жаксылыков на парламентских слушаниях в сенате недавно сообщил, что Казахстан, Россия и Беларусь, формирующие сейчас Таможенный союз, уже договорились о применении с начала 2010 года тарифных квот на импорт мяса.
«Отрабатывается решение о применении с 1 января 2010 года тарифных квот в отношении импорта говядины, свинины и мяса птицы. Размеры будущих квот и ставок таможенных пошлин в настоящее время прорабатываются экспертами трех стран, но хотелось бы подчеркнуть, что решение о применении тарифной квоты (на импорт мяса — прим. авт.) как механизма в целом одобрено», — сказал он.
Аргументы инициаторов «тройки» не новы. «Применение тарифных квот позволит оказать поддержку отечественным производителям сельхозтоваров и в то же время обеспечивает необходимый уровень импорта для недопущения дефицита товара на внутреннем рынке», — сказал Т. Жаксылыков.
Для Минска, который в течение последних времени не только не ослабил, а напротив повысил протекционистскую политику по защите отечественного производителя, такие решения являются бальзамом. В сегодняшней ситуации мало кто думает о том, что такие решения не приближают, а отдаляют страну о ВТО.
Директор департамента внешнеэкономической деятельности МИД Валерий Садохо, выступая 5 ноября на XII Минском форуме, откровенно сказал, что сейчас Беларусь не готова к прямой конкуренции с иностранными компаниями в рамках ВТО.
Более того, как было отмечено далее, сильно ускорять процесс вступления в ВТО нет необходимости. «Страны на пространстве СНГ, которые вступили в ВТО, как мне кажется, не до конца поняли, куда вступили и для чего. Обнулить пошлины — это просто, но необходимо прежде всего действовать в интересах национальной экономики», — заявил В. Садохо.
Зато проект Таможенного союза каких-либо серьезных усилий от Беларуси не требует. Он не вызывает опаски у белорусского руководства из-за того, что в рамках нового объединения национальная экономика окажется неконкурентоспособной.
Как заявил недавно начальник правового управления Государственного таможенного комитета Беларуси Александр Адерейко, Таможенный кодекс Таможенного союза, который планируется подписать 27 ноября, «вобрал в себя все те компромиссные пожелания или требования, которые выдвигались не только белорусской стороной, но и российской, и казахстанской».
Таким образом, формирование нового регионального союза в рамках Таможенного союза лишь оттянет решение болезненных для белорусского руководства вопросов, связанных с реформированием своей экономики и адаптации ее к мировым стандартов. Но решать эти проблемы все рано придется, но цена вопроса может быть гораздо выше.