?По сообщениям СМИ, министерство юстиции Беларуси разрабатывает поправку в уголовное законодательство, которая позволит приостанавливать уголовные дела, если их фигуранты обращаются с ходатайством к президенту республики. Если законодательство будет изменено, то уголовные дела будут приостанавливаться до тех пор, пока ходатайства не будут рассмотрены главой государства. Чем такая инициатива может быть вызвана, и не грозит ее реализация коллапсом судебной системы — ведь с ходатайством к президенту теоретически может обратиться каждый подследственный?
Андрей Казакевич. Фактически такая практика по определенным категориям дел (главным образом различные проявления коррупции) уже существует, хотя и как неформализованная процедура через произвольное применение уже существующих норм. Речь, по всей видимости, идет о закреплении в законе уже существующей практики.
Какое влияние может оказать закрепление процедуры обращения к президенту в уголовном процессе? Все зависит от деталей этого механизма.
Естественно, если а) каждый подследственный получит право обращаться к президенту, б) это будет основанием прекращения (приостановления) следствия и в) каждое такое обращение будет рассматриваться с соблюдение необходимой процедуры (проверка материалов дела и т. д.), то это может серьезно дестабилизировать работу правоохранительной системы. Но такой сценарий развития ситуации маловероятен.
Во-первых, есть возможность ограничить возможность обращаться к президенту отдельными категориями дел. Например, дела о взятках, хищениях и т. д.
Во-вторых, можно применять двойные критерии рассмотрения таких обращений. «Обычные» подследственные будут получать отказ в удовлетворении в течение пару часов и только лично или финансово связанные с властями получать возможность настоящего рассмотрения.
В-третьих, подача обращения может требовать выполнения определенных условий: полное возмещение нанесенного ущерба, признание вины и т. д. На что могут согласиться далеко не все.
Указанные возможности можно комбинировать и таким образом сводить применение такой процедуры к небольшой категории дел, которые представляют для властей личный (знакомство, патронажные связи) или финансовый интерес.
По всей видимости, принятие поправки не окажет существенного воздействия на работу правоохранительных органов при расследовании большинства дел. Проблема в том, что такая практика вряд ли будет способствовать утверждению равенства граждан перед законом, создавая новые возможности для различных исключений из правил и манипулирования.