Согласно сообщениям СМИ, во время встречи в Варшаве с премьер-министром Польши Дональдом Туском вице-президент США Джозеф Байден отметил, что Соединенные Штаты «с надеждой смотрят на возможности расширения сотрудничества в деле расширения демократии в регионе, прежде всего, в Украине, Грузии и Беларуси». Это вроде бы первое упоминание нашей страны столь высокопоставленным представителем нынешней американской администрации, хотя она находится во власти уже девять месяцев. Не значит ли такая сдержанность, что в Вашингтоне «остыли» к «белорусской проблеме»?

Андрей Федоров. Строго говоря, данное высказывание не было первым: на состоявшейся в конце июля встрече министра иностранных дел Словении, председателя Комитета министров Совета Европы Самуэля Жбогара с госсекретарем США Хиллари Клинтон также обсуждалась белорусская ситуация. Как сообщил журналистам словенский министр, «госсекретарь согласилась с позицией Любляны относительно необходимости поддержки демократических процессов в Беларуси».

Впрочем, произошло это среди рассмотрения других тем международной политики. Да и Байден назвал Беларусь не саму по себе, а в ряду с другими странами. Такая отстраненность в самом деле позволяет предположить, что Белый Дом исключил нашу страну из числа своих приоритетов, что не идет ни в какое сравнение с действиями Джорджа Буша-младшего, который не упускал возможности назвать Беларусь в числе наиболее недемократичных режимов на планете.

В общем-то, подобное поведение вполне объяснимо: в настоящее время у Америки, и так серьезно ослабленной экономическим кризисом, накопилась масса других, без сомнения, более важных международных проблем. Достаточно вспомнить хотя бы Ирак и Афганистан. К тому же Барак Обама, выступая на сессии Генеральной ассамблеи ООН, дал понять, что США больше не собираются играть роль мирового жандарма, теперь они будут сотрудничать с другими странами, а не навязывать им свои ценности

Вместе с тем, летом американский президент назвал демократию, верховенство закона и свободу слова не западными, а «универсальными общечеловеческими ценностями», и продлил действие визовых ограничений для группы высокопоставленных белорусских чиновников, а также санкции против большей части предприятий «Белнефтехима». То есть, тем самым как будто была продолжена линия поведения предыдущей администрации.

Состоявшиеся летом визиты в Минск группы американских конгрессменов и помощника госсекретаря по делам Европы и Евразии Филипа Гордона ситуацию в двусторонних отношениях, по большому счету, не прояснили. На освобождение Эммануила Зельцера США ответили неприменением вето в Международном валютном фонде на выделение Минску весьма значительных кредитов. С другой стороны, посольства обеих стран по-прежнему работают в минимальном составе, что явно ненормально.

Последние критические замечания предшественника Обамы в адрес белорусских властей были сделаны 9 декабря минувшего года, в День прав человека. Возможно, через полтора месяца и нынешнее американское руководство обозначит, наконец, свою позицию.

Обсудить публикацию