20 октября состоялось совещание Александра Лукашенко с Лидией Ермошиной. В резульате определены примерные сроки выборов в местные советы и президентских, очерчены границы вероятных изменений избирательных правил. В этот же день стало известно, что БТ переводит вещание на белорусский язык. Уж не будем ли мы иметь удовольствие наблюдать как Александр Лукашенко пойдет на выборы под лозунгами БНФ, как предполагают в ЖЖ-собществе?
Александр Федута. Собственно говоря, а почему это кого-то удивляет? О типологически равной «любви» Лукашенко и Позняка к демократии говорилось давно, еще в 1995–1996 годах. Разница была только в символах. Сегодня, когда у БНФ нет сильного лидера, Лукашенко берет на вооружение главный символ — язык. А если он заговорит публично не на коверканном русском языке, а на естественной для него «тросянке», то его и ТБМ поддержит. Это будет знаком. Тем более, что второй знак — нежелание поступаться суверенитетом страны (вернее, собственной властью) — был дан достаточно давно и воспринят.
Это то, что называется перераспределением электоральных групп. Сейчас как раз пророссийски настроенная часть электората, если таковая еще осталась, почувствует себя ущемленной и обиженной. Но у этих избирателей нет информационной и политической инфраструктуры; они так долго делали ставку на Лукашенко, что сегодня с ними можно и вовсе не считаться.
Другое дело, что с Россией считаться придется. Ей Лукашенко намерен, судя по всему, бросить пару-тройку «костей», которые уже настолько обглоданы в ходе переговоров, что все равно их ни съесть, ни выбросить: одну бросил — подписал договор о создании Коллективных сил ОДКБ, второй будет признание Абхазии и Осетии (или одной из них — например, Абхазии).
А вот вопрос о том, удовлетворит ли вся эта игра собственно национально настроенную часть электората — большой вопрос. У меня на днях состоялась коридорная дискуссия с одним уважаемым мною журналистом, радовавшимся появлению в эфире региональных теленовостей на белорусском языке. Я спросил, чему он радуется? Барин как дал, так и отобрать может. Остается только то, что ты взял по праву, как принадлежащее тебе.
Если этот электорат поймет, что Лукашенко опять пытается его обмануть, он не поддержит. И это будет равнозначно самообману Лукашенко. На национальных чувствах играть нельзя — получишь удар.