Страны Балтии, в частности министр обороны Латвии Имант Лиегис, обеспокоены белорусско-российскими учениями «Запад-2009». По мнению же генерального секретаря НАТО Андерса Фог Расмуссена учения ничем странам НАТО не угрожают. В том числе и странам Балтии, поскольку они защищены 5-й статьей соглашения НАТО. В каких обстоятельствах и с каким результатом эта пятая статья применялась?
Денис Мельянцов. В ходе оперативно-стратегических учений «Запад-2009» не раз появлялись тревожные заявления официальных лиц стран Балтии об угрозе со стороны этих учений. А президент Эстонии Тоомас Ильвес даже призвал страны НАТО провести ответные учения в непосредственной близости от границ Беларуси и России.
Так ли опасны эти учения? На самом деле, белорусско-российские учения являлись плановым мероприятием по отработке боевого слаживания подразделений Объединенной группировки войск (ОГВ) и не были сюрпризом как для соседей Беларуси, так и для НАТО в целом, так как в соответствии с Венским документом 1999 года государства-соседи были уведомлены о проведении ОСУ. В качестве мер по укреплению доверия к наблюдению за учениями были допущены иностранные наблюдатели и военные атташе, аккредитованные в Беларуси. Какой-либо угрозы населению, государственной независимости и территориальной целостности стран Балтии учения не несли. Тот факт, что по задумке учений союзные войска должны были освобождать Калининград с использованием территории Литвы, не является исключением, поскольку большинство планов территориальной обороны и отражения агрессии всегда содержат подобные допущения, которые нельзя рассматривать как прямое руководство к действию.
Кроме того, в ходе учений «Запад-2009» Беларусью и Россией был продемонстрирован невысокий уровень возможностей ОГВ вести войны нового поколения. В учениях участвовала, в основном, морально и физически устаревшая техника, применялись устаревшие приёмы ведения боевых действий, отработка действий в условиях сетецентричных войн (как было заявлено) почти не имела места по причине отсутствия необходимой техники (беспилотников, системы глобального позиционирования, систем «situation awareness» и др.). Таким образом, белорусско-российские учения объективно должны были поспособствовать укреплению чувства защищенности у граждан государств-членов НАТО, а не наоборот.
Согласно 5 статье Вашингтонского договора, вооруженное нападение на одну из участниц Альянса рассматривается как нападение на все страны НАТО в целом, поэтому все страны-члены должны оказать помощь жертве агрессии. Именно на эту статью сослался Генеральный Секретарь НАТО, говоря о защищенности стан Балтии. В связи с этим, необходимо, однако, помнить, что 5 статья не гарантирует автоматическую военную помощь в случае вторжения. Она оговаривает, что в случае нападения помощь будет предоставлена «путем немедленного осуществления такого индивидуального или совместного действия, которое сочтет необходимым, включая применение вооруженной силы». То есть, на деле помощь отдельных стран НАТО вполне может ограничиться политическим заявлением с осуждением агрессии. Анализ механизма реализации 5 статьи Вашингтонского договора осложняется еще и тем, что данная статья была приведена в действие всего один раз после террористических атак на Нью-Йорк и Вашингтон в 2001 году. Солидарный ответ союзников по НАТО тогда выразился в направлении семи самолетов дальнего радиолокационного обнаружения (АВАКС) для патрулирования воздушного пространства США. Реальных боевых действий не велось.
Алармизм балтийских политиков объясняется необходимостью привлечения внимания к проблеме безопасности стран Балтии в целом. Учения «Запад-2009» в данном случае были использованы как предлог. В частности, лидеры государств Балтии весьма обеспокоены отсутствием у НАТО планов обороны Балтии. В случае реальной военной угрозы это приведет к тому, что даже в случае принятия решения о военном вмешательстве НАТО в ответ на агрессию против балтийских союзников, военная помощь может прийти уже после того, как не очень большая территория этих государств будет полностью захвачена противником.
Такие опасения уже были высказаны после известного инцидента с крушением российского истребителя СУ-27 на территории Литвы в 2005 году. Кроме того, в связи со вступлением в НАТО государства Балтии в построении своих вооруженных сил перешли от концепции всеобщей и безусловной территориальной обороны к коллективной обороне и специализации в рамках Альянса. Этот подход усиливает возможности участия контингентов стран Балтии в коллективных миссиях НАТО, но ослабляет способность к самообороне в случае полномасштабной военной агрессии. Поэтому в условиях отсутствия у НАТО военных планов обороны государств Балтии, масштабные военные учения в непосредственной близости от границ вызывают у них ощущение незащищенности и уязвимости. Без ответа остается вопрос, пожелают ли союзники по НАТО ввязываться в полномасштабную войну с Россией, защищая территориальную целостность стран Балтии?