В ходе недавнего кишиневского саммита СНГ Александр Лукашенко демонстративно солидаризировался с украинским президентом Виктором Ющенко.
Беларуси и Украине предстоят очередные непростые газовые переговоры с российским концерном. Поэтому поведение белорусского президента, затеявшего перепалку с российским министром финансов Алексеем Кудриным, и его публичную апелляцию к В. Ющенко многие наблюдатели расценили как явное желание повысить свои козыри в торге за более дешевые энергоносители.
Если учесть, что Беларусь и Украина сейчас обеспечивают весь объем транзита российского газа в Европу, солидарная позиция стран-транзитеров действительно могла бы создать серьезные проблемы для российского экспортера.
Очевидно, что демонстративное сближение официального Минска с Киевом сегодня выглядит явным вызовом Москве на фоне обострения отношений белорусского президента с российским премьером Владимиром Путиным.
Тем не менее, сегодня это — не более чем угроза в канун сложных для Минска переговоров по цене на газ и нефть на следующий год.
Разговоры о создании белорусско-украинского пула транзитеров российского газа обсуждались неоднократно и, причем, всегда в канун судьбоносных для каждой из страны газовых переговоров с Москвой. Отметим, что именно газового сговора больше всего опасалась Москва в канун очень затяжных переговоров с Минском по условиям поставки газа на 2007 год.
Тогда газового союза славян не получилось, хотя и Украина, и Беларусь получили заметное повышение цен на импортируемый газ. Белорусская сторона собственноручно подписала «абсолютно невыгодное» для страны, как утверждал премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский, соглашение о новой формуле цены на газ и выходе на европейские цены по равнодоходности к 2011 году. Аналогично договорилась по цене на газ и Украина.
Думается, что сейчас Газпром готов к такому повороту событий и даже заранее рассчитал, как «разрулить» неприемлемую для себя ситуацию. Очевидно, что в условия резкого сокращения экспорта газа в Европу Москве, прежде всего, нужен стабильный транзит в Европу. Ведь январская газовая война с Украиной в этом году стоила Газпрому, как заявляли его представители, 2 млрд. USD.
В случае серьезного напряжения в отношениях с с Беларусью и Украиной российский концерн постарается развести во времени возможные газовые конфликты.
Об этом косвенно свидетельствуют слова главы Газпрома Алексея Миллера в интервью, опубликованном 11 октября на сайте телеканала «Вести».
Говоря о проблемах газовой отрасли Украины, он связал их в первую очередь с тем, что права собственности на газотранспортную систему Украины принадлежат украинскому государству, а не компании «Нефтегаз Украины».
«На Украине есть понимание того, что там много что надо менять. Но, с другой стороны, понятно что газотранспортная система Украины, ее развитие, модернизация, является заложником политических событий на Украине.
Поэтому, если говорить о каких-то конкретных шагах, независимо от того с кем бы какие меморандумы не подписывались, подчеркиваю, о конкретных шагах, то надо понимать, что эти конкретные шаги могут быть предприняты уже в новой политической ситуации… после выборов. До выборов, считаем, что ничего кардинально нового там не произойдет», — сказал А. Миллер.
В этой связи уже появились предположения экспертов, что российский концерн до политических выборов в Украине может сохранить действующие условия поставок газа в эту страну, рассчитывая на большую сговорчивость реального претендента пост украинского президента — Юлией Тимошенко.
Теперь что касается Беларуси.
Через Беларусь проходит газопровод «Ямал — Европа», который прокачивает транзитом 33 млрд. куб м в год — это в 2 раза больше, чем по системе «Белтрансаза». Российский концерн хорошо понимает, что в случае серьезного конфликта официальный Минск найдет повод для пересмотра оплаты за землю, стоимости операторских услуг, которые оказывает «Белтрасгаз» при перекачке газа по российскйо трубе и т. д.
Поэтому прежде чем обострять отношения, российский монополист, как думается, просчитает, что выгоднее — пойти на небольшие уступки по цене газа для Беларуси или потерять на транзите газа по дешевому для себя маршруту — по газопроводу Ямал-Европа.
Что же касается угроз стран-транзитеров о возможном резком повышении ставки на транзит российского газа, то это повышение для Беларуси ее проблем не решает. Тразитное плечо через Беларуси едва ли не в 2 раза короче украинского (около 600 км), так что много на транзите не заработаешь при все желании и «задирании» ставок, превышающим существующие стандарты.
Не следует также забывать о том, что в СП «Белтрансгаз» доля российского концерна составляет 37,5%, а в следующем году партнеры будут иметь паритет. Гораздо дальновиднее для российского концерна начать торг по условиям получения контрольного пакета в СП, чем обострять отношения со стратегическим партнером.
Так что больше оснований считать, что Газпром будет искать возможности договориться на базе взаимных интересов, чем пикироваться или закрывать транзит через Беларусь.
Отметим, что во время последней российско-украинской газовой войны Беларусь заняла взвешенную позицию, фактически поддержав Украину, но это не помешало ей неплохо заработать на дополнительном транзите газа в Европу.
Война войной, а транзитные дивиденды дороже.
Министр энергетики Александр Озерец недавно заявил, что Беларусь сформировала переговорную позицию по поставкам газа в 2010 году, с которой белорусская делегация в ближайшее время поедет в Москву.
Проектом бюджета на 2010 год цена на газ для Беларуси заложена на уровне 166 USD/тыс.куб.м. Можно предположить, что это и есть стартовая белорусская цена на переговорах. Между тем, по предварительным оценкам Газпрома, озвученным по итогам собрания акционеров в июне этого года, цена газа для Беларуси в следующем году может составить около 200 USD/тыс. куб. м. Однако, пока концерн публично эту цену пока не озвучивал.
Заметим, что глава Газпрома Алексей Миллер в интервью, опубликованном 11 октября на сайте телеканала «Вести», потворил лишь общую установку. Он заявил, что цены на газ для Беларуси будут повышены в соответствии с контрактом.
Невзирая на подобные заявления, Москва в течение двух предыдущих лет корректировала условия поставок газа для Беларуси. Если сторонам удастся договориться по базовым для партнеров условиям (а к этому будт стремиться обе стороны), не исключено, что белорусская сторона получит цену в 166-168 USD/тыс. куб м, как она того и желает. И при этом будет заявлено, что цена повышена в соответствии с формулой перехода на европейский принцип равнодоходности.
Не следует забывать, что с 1 января 2019 года — дата создания Таможенного союза в составе Беларуси, России и Беларуси. И Москва вряд ли захочет омрачить долгожданное для себя событие газовым конфлктом с одной из стран-участниц нового объединения.