16 сентября состоялся визит Лукашенко в Литву. Каковы основные итоги визита белорусского президента в ЕС и насколько они оправдали связанные с ним ожидания?
Вячеслав Поздняк: Визит президента А. Лукашенко в литовскую столицу не столько дал какие-либо новые ответы на «больные» старые вопросы, сколько добавил еще больше озадаченностей в складывающийся пасьянс белорусско-европейских отношений.
Хотя по своей результативности он не является экстраординарным (подписания важных соглашений или «громких» договоренностей не произошло), сам факт того, что он состоялся в таком формате — это весьма примечательное событие.
Не менее примечательным стало жестокое применение силы в день визита против участников мирного пикета в Минске, за которым последовало соответствующее заявление со стороны председательствующей в Совете ЕС Швеции.
Несмотря на то, что в своей внутренней политике Минск демонстративно не желает идти навстречу ожиданиям Брюсселя, ему, тем не менее, с подчеркнутыми открытостью и гостеприимством было показано, в какой тональности на высшем государственном уровне могли бы дальше развиваться отношения с Евросоюзом — и двух-, и многосторонние.
Вильнюс взял на себя роль Брюсселя, но и остался, в то же время, Вильнюсом. В ходе переговоров не только был позитивно оценен достигнутый уровень белорусско-литовского торгово-экономического сотрудничества, но и намечены перспективы его дальнейшего углубления. В равной степени это относится также к отношениям между Беларусью и ЕС.
В данном ракурсе визит в Вильнюс можно рассматривать как визит «на перспективу». Однако он с таким же успехом может стать и одним из последних «широких жестов» Брюсселя и соседних европейских столиц в сторону белорусских властей.
Видимо, не будет преувеличением обозначить вильнюсское турне А. Лукашенко как своеобразную кульминацию (и исчерпанность) политических курсов, проводимых сторонами начиная с августа 2008 года. В ближайшие месяцы должно либо наступить новое качество отношений Беларуси с ЕС, либо они снова «скукожатся» до «технического» уровня, что, разумеется, никому не пойдет на пользу, а ожидания дивидендов от «Восточного партнерства» останутся лишь сладостными воспоминаниями о несбывшемся.