Резюме
В целом развитие судебной власти Беларуси в 2008 г. сохраняло преемственность стратегии последнего времени, а именно определенное стремление повышать эффективность судебных органов при сохранении авторитарной политической системы. В 2008 г. имела место попытка реформирования конституционной юстиции. Суть реформы состояла в более тесном включении КС в существующую правовую и политическую систему. Фактически можно наблюдать процесс преобразования КС из органа, издающего правовые рекомендации (по собственной инициативе или заявлениям граждан) и спорадически выполняющего экспертные функции, в преимущественно экспертный орган правотворческого процесса, выполняющий также дополнительные поручения президента.
В системе общих и хозяйственных судов не зафиксировано существенных кадровых перестановок и институциональных преобразований. Основные изменения в работе хозяйственных и общих судов связаны с государственной кампанией по дебюрократизации и улучшению работы с обращениями граждан. Частью кампании также является налаживание отношений с общественностью и повышение открытости и медиа присутствия судей.
Следует отметить определенные сдвиги в возможностях судей игнорировать позицию прокуратуры и милиции по уголовным делам, в частности выносить оправдательные приговоры при недостатке доказательств в деле. В 2008 г. судьи, основываясь на позиции руководства судебной системы, получили больше возможностей в данной сфере.
1 Здесь и далее мы будем использовать официальный термин «судебная власть», хотя самостоятельность судов как власти в современной Беларуси может ставиться под сомнение.
Основные тезисы:
• реорганизация (кадровая и функциональная) конституционной юстиции;
• реализация в хозяйственных и общих судах мер повышения эффективности работы в рамках кампании «дебюрократизации»;
• определенное снижение зависимости судов от других правоохранительных органов при сохранении контроля со стороны президента и исполнительной власти.
Развитие судебной власти Беларуси в 2008 г. в целом сохраняло преемственность стратегии последнего времени, а именно определенное стремление повышать эффективность судебных органов при сохранении авторитарной политической системы. Основными мотивами реформирования являются повышение доверия населения к государственным органам, создание более благоприятных условий для экономического развития, повышение управляемости государственного механизма, а также сужения возможностей для несогласованного с центром влияния на суды со стороны региональных и ведомственных групп. Суть преобразований, насколько можно судить по реальной практике, не предусматривает развития независимости судов от центральных органов управления.
Формально развитие судебной власти в Беларуси происходит на общих принципах разделения властей и независимости судебных органов, что закреплено в законодательстве и декларируется на политическом уровне. Тем не менее функционирование судебной власти в Беларуси связано с существенными отклонениями от формальных принципов, определяющими логику ее развития, в частности кадровые решения и структурные преобразования. Среди наиболее существенных отклонений следует учитывать традиционную практику административного исключения (полного или частичного) судей из процесса принятия решений по делам, которые приобретают политическую, экономическую или социальную значимость для правящей элиты. Кроме этого, между органами судебной и исполнительной власти существует система отношений административного подчинения, в результате чего суды могут осуществлять не только правосудие, но и выполнять дополнительные функции. В частности, суды вынуждены выполнять распоряжения высших должностных лиц по доработке тех или иных нормативных актов, консультировать и выполнять экспертные функции, выполнять нормативы, установленные административными органами, участвовать в политических кампаниях, ссылаться в своей деятельности на идеологические документы и т. д. Указанные факты оказывает большое влияние на логику развития судебной власти в Беларуси, которое практически полностью определяется президентом и Администрацией президента. Третьей заметной особенностью судебной власти Беларуси является преимущественно рекомендательный и экспертный характер деятельности Конституционного суда.
Все указанные особенности судебной власти в Беларуси нашли свое развитие в 2008 г. и не претерпели существенных изменений в своей основе. Значимыми для развития судебной власти в 2008 явились задачи, поставленные во время совещания у президента судей судов Республики Беларусь. [2]
Конституционный суд Республики Беларусь
В 2008 г. имела место попытка реформирования конституционной юстиции, фактически первая после преобразования Конституционного суда (КС) в начале 1997 г. С этого времени КС находится в неопределенном состоянии, пытаясь определить свое место в новых политических условиях. В 2008 г. осуществлена попытка наделить суд новыми полномочиями и, таким образом, более эффективно встроить в современную систему государственного устройства.
После начального периода деятельности (1994-96), когда Конституционный суд был активно вовлечен в политические процессы и вопрос о его функциях и значении не стоял, наступает период функциональной неопределенности. Новая редакция конституции, принятая на референдуме 1996 года, значительно урезала функции КС, устранив возможности принимать решения по собственной инициативе и определив узкий круг субъектов, полномочных обращаться в КС для вынесения обязательных заключений. Такая модель организации конституционной юстиции, однако, оказалась неэффективной. В условиях отсутствия конкурентной политической системы государственные органы и политические группы быстро потеряли интерес к Конституционному суду, а число обращений в КС начало сокращаться.
Это свидетельствует о глубоком кризисе функциональности Конституционного суда Республики Беларусь как государственного института начиная с 1997 г. и о необходимости поиска новых средств легитимации. В итоге Конституционный суд в своей практической деятельности вынужден вернуться к изданию актов по собственной инициативе, которые оформляются в виде рекомендательных решений. Таким образом, от органа системы сдержек и противовесов Конституционный суд эволюционировал к преимущественно рекомендательному и, в меньшей степени, экспертному институту с нечеткими задачами и функциями (см. табл. 1). Показательным в данном отношении являлось то, что последние несколько лет Конституционный суд функционировал не в полном составе.
Таблица 1. Соотношение количества решений и заключений в практике работы Конституционного суда (1997-2007)
Количество обязательных для исполнения заключений | Количество рекомендательных решений | |
1997 | 4 | 0 |
1998 | 11 | 0 |
1999 | 7 | 9 |
2000 | 3 | 9 |
2001 | 2 | 26 |
2002 | 2 | 15 |
2003 | 1 | 12 |
2004 | 4 | 18 |
2005 | 1 | 38 |
2006 | 2 | 29 |
2007 | 1 | 22 |
Попытка в 2008 г. сделать КС более функциональным имела как организационное, так и кадровое измерение. В декабре 2007 г. Совет Республики избирает трех новый судей Конституционного суда. 11 января 2008 указом президента от должности освобожден председатель КС Григорий Василевич, который фактически определял развитие конституционной юстиции в Беларуси с 1997 г. Решение мотивировалось истечением срока полномочий (при этом президент мог назначить председателя повторно) и выходом в отставку (хотя через месяц Василевич назначается генеральным прокурором Беларуси). 8 февраля 2008 председателем суда назначен Петр Миклашевич, который до этого времени занимал должность Генерального прокурора. 13 февраля 2008 Совет Республики дал формальное согласие на назначение Миклашевича и продлил полномочия двух судей, избранных еще в 1997 г. 19 февраля президент своим указом продлил полномочия двух и назначил еще двух новых судей, завершив таким образом кадровые перемещения.
В результате кадровых перестановок конца 2007 — начала 2008 гг. назначено шесть новых судей (в том числе председатель). Еще шестерым продлили полномочия, из них один судья (Валентина Подгруша) — из первого состава суда, избранного в 1994 г., и трое получили должности сразу после реорганизации 1997 г. (в том числе и заместитель председателя Александр Марыськин). Бывший председатель Григорий Василевич назначен генеральным прокурором, а две судьи, потерявшие должности в результате перестановок, перешли на работу в Верховный суд.
Кадровые перестановки сочетались с попытками осуществить реорганизацию функций КС и сделать этот орган более практичным и эффективным для системы. (В официальной формулировке: «Повысить роль конституционного контроля в правовой системе государства и обеспечении конституционной законности».) На совещании судей Республики Беларусь у президента в марте 2008 объявлено о необходимости расширения полномочий КС. В мае 2008 г. состоялось специальное совещание у президента по вопросам реорганизации работы КС [3], где определены основные направления расширения функций: контроль над деятельностью правоохранительных органов и участие в законотворческом процессе. Президент высказался против быстрых преобразований, а также против принятия специального закона, предложив вместо этого регулировать реорганизацию актами президента. Исходя из этого, 26 июня 2008 принят декрет № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного суда Республики Беларусь».
Основные нововведения декрета: право КС осуществлять обязательный предварительный контроль конституционности всех законов до их подписания президентом; по предложению президента излагать позицию о конституционности международных договоров до их подписания; по поручению президента давать официальные толкования декретов и указов президента, касающихся конституционных прав и свобод граждан; по поручению президента проводить проверку конституционности деятельности и правоприменительной практики судов, правоохранительных и других государственных органов.
Таким образом, речь идет не столько о расширении полномочий КС, сколько о его активном включении в процесс подготовки нормативных актов для выполнения вспомогательных функций. Достаточно показательно, что новые полномочия КС так или иначе связаны с оказанием экспертной помощи в деятельности президента, к тому же большей частью они выполняются только по поручению президента, что еще более отчетливо характеризует статус КС в современной правовой и политической системе.
Фактически можно наблюдать процесс преобразования КС из органа, издающего правовые рекомендации (по собственной инициативе или заявлениям граждан) и спорадически выполняющего экспертные функции, в преимущественно экспертный орган правотворческого процесса, выполняющий также дополнительные поручения президента. Хотя в настоящий момент еще рано делать окончательные выводы о сути реорганизации, поскольку новый формат КС только задается реальной практической деятельностью.
Хозяйственные суды
В системе хозяйственных судов в 2008 г. не наблюдалось существенных кадровых изменений. Ключевые руководящие посты остались за судьями, назначенными до 2008 г. (см. табл. 2, 3). Исключением является только движение вакансий, вызванное назначением заместителя председателя Высшего хозяйственного суда Лилии Козыревой судьей Конституционного суда. В результате вакантная должность была занята председателем хозяйственного суда Минской области Василием Демидовичем, который, в свою очередь, замещен судьей Высшего хозяйственного суда Анатолием Гарновским. [4]
Таблица 2. Руководство Высшего хозяйственного суда
Должность | Год назначения | |
Каменков Виктор Сергеевич | Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь | 2001 |
Егоров Алексей Петрович | заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь | 1998 |
Демидович Василий Николаевич | заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. | 2008 |
Таблица 3. Руководство хозяйственных судов областного уровня
Должность | Год назначения | |
Кулак Сергей Мефодьевич | Хозяйственный суд Брестской области | 2005 |
Николаева Елена Александровна | Хозяйственный суд Витебской области | 2007 |
Данченко Николай Анатольевич | Хозяйственный суд Гомельской области | 1995 |
Костюкевич Валерий Евгеньевич | Хозяйственный суд Гродненской области | 2002 |
Богуславский Виктор Валерианович | Хозяйственный суд Могилевской области | 1996 |
Гарновский Анатолий Адамович | Хозяйственный суд Минской области | 2008 |
Жданович Игорь Николаевич | Хозяйственный суд города Минска | 1999 |
В 2008 г. не зафиксировано существенных институциональных преобразований хозяйственных судов, при этом можно отметить значительные нововведения в характере работы судов. Как уже отмечалось, свойством судебной власти в Беларуси является фактическое подчинение исполнительным органам. Главным образом речь идет о президенте и Администрации президента, распоряжения и различные политические кампании которых явились основным фактором развития хозяйственных судов в 2008 г.
Основные изменения в работе хозяйственных судов в 2008 г. связаны с государственной кампанией по дебюрократизации и улучшению работы с обращениями граждан. Прежде всего, речь идет об исполнении директивы № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» [5], которую судебные органы вынуждены выполнять наравне с другими бюрократическими структурами, несмотря на формальную политическую и организационную автономию.
Для хозяйственных судов участие в кампании предусматривало внедрение различных упрощенных процедур рассмотрения споров. Большие надежды в данном случае возлагались на пропаганду приказного производства и процедуры посредничества, которые рассматриваются как эффективные и менее затратные формы разрешения споров. Для реализации целей по дебюрократизации также приняты изменения и дополнения в Хозяйственный процессуальный кодекс, среди основных новаций — расширение возможностей применения приказного производства, усовершенствование процедуры обжалования решений и другие нормы, снижающие нагрузку на судей и сокращающие время для рассмотрения дел.
Частью кампании также является налаживание отношений с общественностью и повышение открытости и медиа присутствия судей, профилактика нарушений в сфере экономических правоотношений и пропаганда хозяйственного законодательства. Для реализации поставленных задач судьи хозяйственных судов организовали многочисленные лекции, семинары и выступления в СМИ, которые стали составной частью их служебных обязанностей. Практикуется также участие судей в заседаниях исполнительных органов, оказание правовой помощи посредством «прямых линий», личных приемов граждан и т. д. По всей видимости, кампания по дебюрократизации дала свои определенные результаты. По многим признакам, работа хозяйственных судов стала более организованной.
Кроме этого, по поручению президента и других исполнительных органов, хозяйственные суды традиционно уделяют особое внимание отдельным категориям судебных споров. В 2008 г. среди таких категорий назывались дела о банкротстве (ввиду их социального значения), связанные с исполнением директивы № З6, дела о перераспределении собственности и некоторые другие.
Общие суды
В 2008 в системе общих судов не зафиксировано существенных кадровых перестановок. В высшем руководстве системы сменился только председатель Минского городского суда. В феврале 2008 Михаил Ардяко освободил эту должность в связи с выходом в отставку, а на его место назначен судья Верховного суда Владимир Пуцило7 (см. табл. 4, 5).
Таблица 4. Руководство Верховного суда
Должность | Год назначения | |
Сукало Валентин Олегович | ПредседательВерховного Суда | 1997 |
Федорцов Александр Адамович | Первый заместитель Председателя Верховного Суда | 2005 |
Калинкович Валерий Леонидович | Заместитель Председателя, председатель судебной коллегии по уголовным делам | 2005 |
Вышкевич Валерий Николаевич | Заместитель Председателя, председатель судебной коллегии по гражданским делам | 2003 |
Шкурдюк Жанна Борисовна | Заместитель Председателя, председатель судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности | 2003 |
Таблица 5. Руководство судов областного уровня
Сучок Тамара Ивановна | Брестский областной суд | 2004 |
Воронович Тадеуш Валентиновича | Витебский областной суд | 2002 |
Михалькова Людмила Степановна | Гомельский областной суд | 2003 |
Гринкевич Александр Антонович | Гродненский областной суд, | 1999 |
Пуцило Владимир Григорьевич | Минский городской суд | 2008 |
Хомич Георгий Павлович | Минский областной суд | 2000 |
Ткачев Алексей Иванович | Могилевский областной суд | 2000 |
Конюк Александр Владимирович | Белорусский военный суд | 2006 |
В системе общих судов не отмечено существенных институциональных преобразований, а логика развития в целом совпадала с таковой в развитии системы хозяйственных судов: исполнение директивы по дебюрократизации, упрощение и повышение качества производства по делам, а также участие в различных государственных кампаниях (например, кампания по снижению смертности в дорожно-транспортных происшествиях через ужесточение наказания за управления в нетрезвом состоянии).
В сфере дебюрократизации основной акцент делался на применении в судебной практике приказного производства и сокращенного порядка судебного следствия по уголовным делам, а также ужесточении правил организации судебных заседаний, оборота документации и т. д. В сфере политики наказания объявлено о дальнейшем снижении количества осуждений к лишению свободы в пользу применения альтернативных видов наказания.
Следует также отметить определенные сдвиги в возможностях судей игнорировать позицию прокуратуры и милиции по уголовным делам, в частности выносить оправдательные приговоры при недостатке доказательств в деле. В 2008 г. судьи, основываясь на позиции руководства судебной системы, получили больше возможностей в данной сфере.
--------------------------
[1] Здесь и далее мы будем использовать официальный термин «судебная власть», хотя самостоятельность судов как власти в современной Беларуси может ставиться под сомнение.
[2] См. Выступление [Александра Лукашенко] на совещании судей судов Республики Беларусь: http://president.gov.by/press55625.html#doc
[3] Совещание по вопросу совершенствования деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь: http://www.kc.gov.by/main.aspx?guid=9455
[4] Указ Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2008 года № 199 «О назначении судей судов Республики Беларусь и изменении состава Президиума Высшего Хозяйственного Суда».
[5] Директива Президента Республики Беларусь от 27.12.2006 № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата».
[6] Директива Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 № 3 «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства».
[7] Указ Президента Республики Беларусь 26 февраля 2008 г. № 124 О председателе Минского городского суда.
Обсудить публикацию