Фестиваль «Дах-IX» — одно из самых масштабных событий художественной жизни августа. Радикальный стиль, заграничные гости, пластические спектакли и концерты… Неужели мы наконец отыскали «окно в Европу»?
Максим Жбанков: Эту акцию важно прочитать в русле актуальной культурной политики белорусских властей. Принципиальное ее отличие от прежних властных жестов в отношении «неформатных» авторов — переход от жесткого административного прессинга к демонстративной (и декоративной) «либерализации». Точнее, к договорной игре.
Схема проста: «Вы нас не обижаете, мы вас не давим». Легализация негосударственных арт-инициатив производится в обмен на лояльность по отношению к режиму — или, по крайней мере, отказ от резких критических действий. Именно так проводились переговоры с опальными рок-музыкантами. Потом — с режиссером запрещенной «Оккупации. Мистерии» Кудиненко, нынче снимающем на «Беларусьфильме». Очевидно, и в случае «Даха» (реализованного тоже на государственной площадке) присутствует момент тихой «договоренности о ненападении».
Сам по себе фестиваль как форма жизни актуальной культуры важен и необходим. Мне мешает радоваться не сам факт его проведения, а депрессивный контекст, в котором фест реализуется. Да, раз в год на столичной площадке проводится довольно представительная выставка. А куда деться неформатным артистам остальные 330 дней в году? Провести частную выставку — задача почти нереальная даже в Минске. Что говорить о зашуганной провинции! Где независимые галереи? Где альбомы наших новых художников и фотографов? Где арт-кафе с открытой для всех сценой? Где белорусские арт-издания с грамотной экспертизой динамики художественной жизни? Где выставки актуального европейского искусства? На все эти вопросы ответа нет. Точнее есть, но он неутешителен. Играть в «либерализм» легко по отношению к единичным акциям (и персонажам). Они выигрышно смотрятся на телеэкранах, но абсолютно безопасны для системы, поскольку основные арт-коммуникации неизменно остаются под политическим и эстетическим контролем. Поэтому можно почудить разок-другой — а вот системный андерграунд нам ни к чему. Можно пустить в «Союзпечать» пару оппозиционных газет — а вот либерального Закона о печати не дождетесь. Можно допустить концертики по мелким клубам и даже — в знак особого расположения — в большом зале к/з «Минск». Но внятного рок-шоу во Дворце Республики (и тем более на ТВ) как не было, так и нет.
Точечная «либерализация» как набор сигналов внешним критикам и внутренним идеалистам остается в русле наличного формата управляемой культуры. И как любой административный проект не предполагает качественной трансформации системы. Разрешенные и согласованные свободы способны лишь поддерживать наличное положение дел. Но они и их носители по определению лишены радикального творческого потенциала. А, значит, обречены жить в рамках прежней культурной резервации.
Наверное, поэтому «авангардная» экспозиция отечественных нонконформистов-2009 выглядит невероятно старомодно. Она могла с таким же успехом быть выставлена десять лет назад. Или двадцать. Удивляться нечему. Стагнация убивает не только державный стиль. Она убивает и андерграунд, лишая его перспектив роста и превращая в самопародию.
Маргиналам дали порезвиться на солнышке. Спасибо. Но после все равно придется разойтись по камерам.