Белорусские власти и британское пиар-агенство Bell Pottinger Group прекращают сотрудничество. Удалось ли добиться каких-то успехов в улучшении имиджа страны и режима Лукашенко на Западе благодаря усилиям лора Белла и отчего дальнейшее сотрудничество признано нецелесооразным?
Алексей Пикулик: Политика в Беларуси превратилось в довольно скучное занятие, и здесь в принципе уже давно ничего не происходит. Наверное, поэтому теме сотрудничества Лукашенко с лордом Беллом, которого белорусский президент, якобы, призвал ко двору и попросил помочь решить вопрос привлечения инвестиций, признания выборов, и возврата стране человеческого лица, уделялось столько внимания.
Практически за всеми событиями, связанными с имиджем страны, хотелось увидеть лорда Белла. Так что сама история сотрудничества Беларуси с Bell Pottinger Group напоминает непритязательный PR и, возможно, исчерпывается самим фактом заключенного контракта. А по сути дела, мы не знаем никакой конкретики: ни суммы контракта, ни обязательств Bell Pottinger Group перед белорусскими властями, а поэтому, можно лишь долго гадать на конспирологической кофейной гуще и думать о конфликте в мировой закулисе, связывая имена лорда Белла, Бориса Березовского (с которым лорд работает) и Александра Лукашенко.
Кроме того, совершенно неясно, то ли лорд Белл отказывается работать с Лукашенко, то ли Лукашенко уже не нуждается в услугах известного консультанта. Да и заслуги лорда Белла нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Едва ли провальный Лондонский инвестиционный форум, отказ Европы признать осенние выборы, и жесткая позиция ПАСЕ по вопросу отмены смертной казни—это успех. Думаю, что уместнее говорить о том, что складывается некоторое принятие белорусского президента в западной политике, что было спровоцировано все же куда более значительными внешними (прежде всего, геополитическим потрясениям из-за войны в Абхазии) и внутренними причинами (некоторая либерализация белорусской риторики, а также инициативой «Восточное партнерство».