Резюме

Неофициально уступившее руководству Национального банка (НБ РБ) значительную часть своих полномочий по корректировке экономического курса правительство Сергея Сидорского приняло предложения главы НБ РБ Петра Прокоповича по увеличению темпов роста белорусской экономики на 2008 год. Экономисты НБ РБ, опиравшиеся в своих прогнозах на оптимистичные показатели 2007 г., в том числе одобренные экспертами международных организаций, предложили возможный прирост белорусского ВВП в 2008 г. на уровне 11-12%, хотя первоначальная оценка правительства составляла 8-9%. На достижение этой цели, структурно включавшей в себя рекордный рост инвестиций в основной капитал (на уровне 25%), существенный рост в реальном секторе экономики, устойчивость национальной валюты, рост реальных денежных доходов населения, совершенствование управления государственным имуществом, развитие малого и среднего бизнеса, и ориентировалась вся деятельность правительства фактически до ноября 2008 г.

Основные тезисы:

• последняя четверть 2008 г., во время которой страна начала ощущать последствия мирового финансово-экономического кризиса, потребовала от правительства принятия экстренных мер, не связанных с решением привычных задач по увеличению экономического роста;
• переориентация с главной задачи последних лет на минимизацию воздействия кризиса и преодоление его негативного влияния произошла с ощутимым опозданием;
• внешний вызов все же привел к попыткам структурировать жесткую административно-государственную экономическую модель путем либерализации и модернизации;
• этот тренд может стать определяющим для экономического развития страны в ближайшие годы, но кабинет в его нынешнем составе вряд ли может претендовать на руководство этим процессом.

Общая «экономическая индифферентность» кабинета С. Сидорского не привела даже к попыткам внести какие-то изменения в фактически навязанные ему задачи. Правительство, имея на руках оперативную информацию, не предприняло ничего ни в июле, когда начались поступательное сокращение объемов экспорта (первоначально — продукции машиностроительного комплекса и калийных удобрений) и рост отрицательного сальдо внешнеэкономического баланса, ни в сентябре, когда зафиксированы неплатежи со стороны партнеров в России и Украине. Только резкое уменьшение золотовалютных резервов, пик падения которых пришелся на ноябрь, заставило правительство наконец-то заговорить о необходимости принятия мер по минимизации последствий кризиса. Но инициатива о необходимости макроэкономических изменений исходила не от Совета министров, а от НБ РБ, чьи предложения в основном и легли в основу антикризисных мер.

Обращение за внешним финансированием (к России и МВФ) для решения текущих задач и осознание необходимости проведения в средне- и долгосрочном периодах кардинальных реформ привели к объявлению курса на либерализацию белорусской экономики. К сожалению, пока разработанные предложения, в том числе с участием правительственных экспертов, носят сумбурный и недоработанный характер, а в части применения на практике в большинстве случаев работают с нулевой эффективностью. Это должно настораживать хотя бы потому, что от того, какие изменения будут осуществлены в экономической сфере, зависит продолжение финансирования со стороны внешних партнеров, включая ближайший транш МВФ, который согласно совместному меморандуму запланирован на самый критичный для белорусской экономики временной период — середину мая 2009 г. Для его получения белорусское правительство уже до конца марта должно предоставить МВФ данные по выполнению ряда пороговых значений, ранее определенных меморандумом.

Борьба за рост

Задача по наращиванию экономического роста до 11-12%, принятая с легкой руки Петра Прокоповича, премьер-министром охарактеризована «сложной и напряженной», но, тем не менее, выполнимой. Ключевым условием для выполнения прогноза для правительства стал поиск дополнительных инвестиционных ресурсов. С первоначально планируемого темпа роста инвестиций в основной капитал в 15-17% план вырос до рекордных в истории страны 25%. Ввиду важности задания по этому показателю впервые доведены даже до райисполкомов.

Основной объем инвестиций предназначался для промышленности. Логика такого выбора проста: эта основная площадка для экономического роста в Беларуси, приносящая до 30% добавленной стоимости ВВП, очевидно уже исчерпала свои возможности. Необходимо либо кардинальное техническое перевооружение действующих производств при обязательном повышении экономической эффективности (неслучайно одно из самых популярных слов в правительстве в 2008 г. — «инновационный»), либо строительство новых перспективных предприятий. Так, в 2008 г. предполагалось построить 46 новых производств, которые сразу же должны были обеспечить существенный прирост объемов производимой продукции.

На создание дополнительных мощностей, обеспечивающих рост промышленного производства, также ориентировалась программа развития малых городов и населенных пунктов. Под производственные проекты здесь правительство предоставляло существенные льготы. В январе 2008 г. на одном из заседаний правительства С. Сидорский подчеркнул, что малый бизнес «может и обязан инвестировать накопленные средства в развитие производства».
В течение года правительство провело достаточно большую работу по привлечению внешних инвестиций в страну, попытавшись сделать ставку на прямые вложения. Апогеем этой деятельности должен был стать Лондонский экономический форум, проведенный в ноябре 2008 г. Форум вряд ли можно занести в актив этой деятельности. Но в любом случае, как по притоку инвестиций в основной капитал (по итогам 2008 г. он составил 23,1%), так и по приросту иностранных инвестиций прогнозные показатели выполнены, и в итоге прирост ВВП (несмотря на кризисные явления последних месяцев года) по итогам 2008 г. удалось довести до 10%.

Однако погоня за ростом привела к появлению серьезных проблем, которые в условиях нарастания кризисных явлений обнаружили тенденцию к углублению и расширению. Во-первых, именно давление этого показателя привело к тому, что правительство «пропустило» и не занялось упреждением распространения кризисных явлений в экономике страны. Во-вторых, наращивание объемов производства при падении спроса на мировых рынках привело к росту складских запасов, заморозивших значительные объемы денежных ресурсов. На конец 2008 г. запасы готовой продукции на РУП «БелАЗ» превышали среднемесячное производство в 3.4 раза, на РУП «Витязь» — в 2.9, на РУП «Борисовский хрустальный завод» — в 2.7, на ОАО «Стеклозавод Неман» — в 2.4, на ОАО «Горизонт» — в 2.2, на ОАО «Могилевский металлургический завод» — в 1.9 раза.
В-третьих, правительство — при том, что по итогам года объемы иностранных инвестиций в основной капитал выросли, — не решило основной задачи по увеличению объемов прямых инвестиций. Ключевые проблемы, которые отпугивают иностранных инвесторов, в Беларуси так и не решены, в том числе и наиболее острая из них — налоговое законодательство и уровень налоговой нагрузки. Последнее место, которое Беларусь заняла в прошлом году, по оценке международной консалтинговой компании PriceWaterhouseCoopers, по уровню развития налоговой системы, еще раз засвидетельствовало, что в этой сфере изменения мизерны, как бы ни пытались власти доказать обратное. В итоге основной объем привлеченных из-за рубежа средств пришелся на кредитные ресурсы, которые, проходя через белорусских посредников, значительно вырастали в стоимости. Причем даже такие дорогие ресурсы в основной массе доставались лишь нескольким наиболее высокорентабельным секторам экономики — нефтеторговле, нефтепереработке, металлургии.

В-четвертых, создание новых производств не свидетельствует об их экономической эффективности. Дефицит профессиональных маркетинговых и управленческих кадров, серьезно сказывающийся на государственном бизнесе, — одна из серьезных проблем белорусской экономики. В качестве примера можно привести создание производства стиральных машин. В условиях единой таможенной границы с Россией складские запасы стиральных машин в Беларуси оставались на конец 2008 г. одними из самых высоких по отношению к среднемесячному объему производства.

Приватизация

В 2008 г. на государственном уровне — сначала указом президента, потом постановлением правительства — положено начало массовой приватизации. Приватизация рассматривается в качестве еще одного важнейшего инструмента для обеспечения экономического роста.

В июле правительство опубликовало перечень государственных предприятий и сроки их разгосударствления. Началось акционирование, но параллельно (и достаточно активно) зафиксирован вывод части активов из этого процесса. С одной стороны, государство выделило достаточно большую группу предприятий, которые находятся в его исключительной собственности как обеспечивающие национальную безопасность. С другой — по инициативе чиновничьей номенклатуры сокращение списка продолжилось на уровне отдельных министерств и ведомств и региональных властей.

Эти тенденции не могут не сказываться на активности приватизационных процессов. В 2008 г. произошли только две более-менее крупные сделки по продаже государственных активов. Одна из них -покупка турецким сотовым оператором Turkcell государственной компании «БеСТ», вторая — продажа двух судостроительных заводов в Гомеле и Речице полугосударственной компании «Белтопэнерго». Если логика продажи «БеСТ» лежит в канве неспособности государственного менеджмента создать конкурентоспособный бизнес в сфере мобильной связи, то вторая сделка может считаться одним из первых примеров номенклатурной приватизации, подготовка к которой активно проводится в стране.

Бюрократия не только заинтересована в «замораживании» и выводе отдельных активов из «зоны» разгосударствления, открытых аукционов и конкурсов, но и, с другой стороны, предпринимает попытки закрепить свой личный интерес к госсобственности в ряде документов. В частности, это стремление явно просматривается в проекте Комплексной государственной программы модернизации белорусской экономики к 2015 г., который дорабатывается в первой половине 2009 г. Продекларированные в этом документе «государственно-частное партнерство» и ряд отдельных предложений прямо говорят о готовности номенклатуры к приватизации и намерениях играть в этом процессе ведущую роль.

Либерализация

Явно запоздалая реакция правительства на превращение финансового кризиса в финансово-экономический будет дорого стоить стране. Только в середине октября 2008 г. в правительстве создана рабочая группа, которая занялась отслеживанием мировых тенденций. И только в декабре начали предприниматься какие-то меры по уменьшению его уже к этому времени очевидно негативного воздействия на белорусскую экономику.

Население, в отличие от правительства, раньше прочувствовало негативный тренд. Уже в октябре превышение чистой покупки иностранной валюты над ее продажей со стороны населения составило свыше ИЗО 100 млн, в ноябре эта разница увеличилась до катастрофических для золотовалютных резервов — свыше И8Б 360 млн. Ко всему этому — колоссальное отрицательное сальдо (в IV квартале вследствие падения продаж оно впервые за многие годы получено в торговле товарами с Западом), рост складских запасов, неплатежи.

Стремительно ухудшающаяся ситуация в экономике потребовала от властей, включая правительство, принятия антикризисных мер, которые одновременно вылились в попытку либерализовать экономическую жизнь страны. С декабря 2008 г. эти меры поэтапно внедряются в рамках двух блоков. Первый из блоков включает первоочередные мероприятия по либерализации условий осуществления экономической деятельности. Важнейшие из уже принятых решений — это введение заявительного принципа регистрации и упрощение регистрационных процедур, некоторое послабление в части контрольной активности со стороны государства, снижение ставки налогов при применении упрощенной системы налогообложения. Ряд законопроектов находится в завершающей стадии подготовки.

Второй блок мер — это план по либерализации на 2009 год. Согласно этому документу в стране планируется активное развитие инновационных фондов, дальнейшее упрощение налоговой системы, расширение свободного ценообразования, усиление антимонопольного регулирования, либерализация рынка рабочей силы и повышение мотивации труда. Отметим, однако, что пока ощутимых результатов либерализация не принесла. В январе и феврале 2009 г. продолжилось падение экспорта по ключевым торговым позициям: по сравнению с январем 2008 г., например, объем экспорта в январе 2009 упал на 38%. Продолжила ухудшаться ситуация на валютном рынке, проявились проблемы с оборотными средствами, выплатами зарплат.

Курс на либерализацию является еще и залогом поступления внешнего финансирования со стороны МВФ. Для гарантированного привлечения этих средств (на гораздо более выгодных условиях по сравнению с кредитом России), поступление которых распланировано по наиболее критичным точкам в течение 2009–2010 гг., правительство реализует отдельный комплекс мер. Здесь главнейшая задача — сбалансировать бюджет в части расходов и доходов, для чего уже приведены в действие ряд экстренных и, надо сказать, не очень популярных мер.

Одно из требований МВФ, которое обязалось выполнить белорусское правительство, — это сдерживание роста зарплат. Снижена тарифная ставка 1 разряда, аналогичные шаги проделаны в 2008 г. в отношении госслужащих и военнослужащих. На 2009 год существует договоренность о возможности одноразового повышения на 5% зарплаты бюджетникам, в то же время правительство взяло на себя обязательство удерживать рост зарплат в пределах 5% на государственных предприятиях и предприятиях, где государственные структуры имеют блокирующий пакет. При том, что официальный прогноз по инфляции на конец 2009 г. составляет 11,5%, это — весьма жесткие условия, и популярности как правительству, так и другим властным структурам они не принесут в любом случае.

Обсудить публикацию