В рамках решения проблемы дефицита текущего счета платежного баланса в социальной политике правительство может выбрать тактику либо прямого сокращения доходов населения — через снижение зарплат, либо косвенного — через повышение расходов на коммунальные услуги, девальвацию и т. п. К какой тактике склоняется белорусское руководство, если судить по итогам первой половины 2009 г? Какие группы населения оказываются затронутыми политикой правительства более других?
Александр Чубрик: Пока правительство пытается максимально поддерживать статус-кво: ни резкого снижения зарплаты, ни значительных увольнений пока не происходит. И хотя потери рабочего времени (работа в режиме неполного рабочего времени и отпуска по инициативе нанимателя) выросли в первом полугодии в 5.7 раза (по сравнению с первым полугодием 2008 г), скрытая безработица еще не приобрела угрожающих размеров. Так, в первом полугодии потери рабочего времени были эквивалентны ежедневному невыходу на работу 23740 человек (по оценкам на основе данных Белстата), или 0,5% от экономически активного населения. Даже если бы эта безработица переросла в открытую форму, это не стало бы проблемой «национального масштаба».
Однако проблемы, с которыми столкнулась экономика Беларуси — это проблемы структурного характера. Внешнеторговый дефицит продолжает расти, и у правительства есть два варианта политики: либо финансирование этого дефицита, либо балансирование внешней торговли. У финансирования дефицита есть пределы (см., например, Шымановіч Г. Кароткія грошы — доўгія праблемы), а балансирование внешней торговли требует радикального сокращения импорта и увеличения экспорта, невозможного без реструктуризации предприятий и других реформ, направленных на повышение эффективности распределения ресурсов в экономике. В любом случае, эти меры могут быть дополнены мерами по прямому или косвенному снижению доходов населения. Такие меры могут включать в себя как прямое ограничение зарплаты и/или более масштабные увольнения, так и повышение цен на услуги коммунального хозяйства, а также другие товары и услуги, цены на которые регулируются государством. С макроэкономической точки зрения и то, и другое приводит к снижению внутреннего спроса и, следовательно, спроса на потребительский импорт. Однако с «социальной» точки зрения появляется целый ряд уязвимых групп, которые больше других почувствуют на себе подомную политику.
Эти группы довольно очевидны. Во-первых, это безработные — категория граждан, наименее защищенная социально. Однако потеря человеком работы означает не резкое падение его доходов, но и снижение доходов всей его семьи. По нашим оценкам, риск попадания безработного за черту бедности в 2008 г. был почти в 5 раз выше, чем для «среднего» жителя Беларуси. Кроме того, дети, попадающие за черту бедности, зачастую живут в семьях с одним или более безработными. Поскольку в условиях кризиса вероятность того, что безработный найдет нормально оплачиваемую работу, значительно снижается, возникают новые вызовы для системы социальной защиты и системы содействия занятости, которая не рассчитаны на поддержку большого числа безработных.
Во-вторых, к уязвимым группам относятся одинокие пенсионеры (особенно проживающие в городах). Для них наибольшую проблему представляло бы повышение цен на услуги ЖКХ, поскольку эта статья занимает большую долю их расходов. Далее следуют низкооплачиваемые работники — как правило, наличие работы в Беларуси позволяет иметь доход выше черты бедности, однако как только в семье с низкими доходами появляются дети, она сразу попадает в разряд малообеспеченных. В 2008 г. более трети всех бедных в Беларуси составляли низкооплачиваемые работники. Естественно, дети являются одной из наиболее уязвимых групп — риск их попадания за черту бедности зависит от того, попадают ли их родители в «группы риска».
Таким образом, наряду с макроэкономическими реформами, которые активно лоббируются МВФ и другими международными организациями, Беларуси необходим пересмотр социальной политики с учетом последствий кризиса. Следовательно, потребуется и пересмотр бюджетной политики, в частности, увеличение расходов на поддержку уязвимых групп и их адаптацию к новым условиям.