Министерство здравоохранения продолжает изобретать способы продажи отечественных лекарств. Весной былучрежден общественный совет по контролю за ценами на медпрепараты, деятельность которого должна была создать для отечественных лекарств конкурентные преимущества. Эта затеяуспехом не увенчалась. Теперь Минздрав предлагаетновый рецепт спасения отечественной фармакологии: в организации здравоохранения за подписью министра Василия Жарко направлено рекомендательное письмо «О закупках и назначении лекарственных средств отечественного производства». Чем обусловлено его появление и сможет ли очередная административная мера помочь белорусским фармапроизводителям?
Мария Рудакова: Данная «указявка» содержит две рекомендации. Первая, в которой говорится о необходимости «принятия дополнительных мер, направленных на ограничение приобретения населением лекарственных средств импортного производства», предельна понятна. В письме сказано: «При выписывании рецептов на лекарственные средства, имеющие по международному непатентованному наименованию синонимы импортного и отечественного производства, в первую очередь врачом должны назначаться и выписываться по рецептам отечественные лекарственные средства». К письму даже прилагается «подсказка» Минздрава: список на шести листах, в котором перечислены отечественные аналоги иностранных препаратов.
Но по такому принципу наших врачей обязали работать уже давно. Только в том случае, когда белорусский препарат по медицинским показаниям не подходит пациенту, например, вызывает аллергию или иные побочные эффекты, врач может выписать его импортный аналог. Но при этом обязан письменно объяснить, чем вызвана такая замена. И не дай Бог, если чиновники от медицины сочтут эти обоснования не убедительными. Лишение премии, как минимум, медику обеспечено. Поэтому зачастую врачи выписывают один рецепт, а на словах объясняют, какие таблетки должен приобрести пациент, если хочет, чтобы лечение было качественным и эффективным.
Что касается той части письма, где речь идет о государственных закупках медпрепаратов, то она не совсем понятна. Дело в том, что белорусским лекарствам всегда отдавалось предпочтение при осуществлении госзакупок. Особенно последние пару лет, когда правительство включило лекарственные препараты в госпрограмму по импортозамещению. Почему, например, из белорусских больниц пропали эффективные импортные антибиотики последнего поколения? Потому что обеспечением лекарственными средствами клиник занимается государственное предприятие «Белфармация». А оно закупает и поставляет в больницы и поликлиники страны сначала белорусские, а уже потом импортные лекарства. Причем, как правило, тот импорт, у которого нет белорусского аналога. К слову, через больничный сектор в прошлом году было реализовано 34,7 млн. упаковок отечественных лекарств, а импортных — только 14,5 миллиона.
Правда, в апреле белорусские власти разрешили участвовать в тендерах при осуществлении государственного заказа и поставщикам импортных лекарств и медтехники. Но если «Белфармация» и закупала конкурирующие с белорусскими медицинские препараты, то были они, в основном, российского производства. Сейчас, когда поставщикам белорусских лекарств будет предоставляться льгота в виде преференциальной поправки, белорусские таблетки при осуществлении госзаказов, надо понимать, снова потеснят российские. Хотя «преференциальная поправка на товары происхождения Республики Беларусь в виде уменьшения цены предложения на 15%» не такая уж и существенная льгота.
Если государство требует от поставщика снижать цену на товар на 15% взамен на гарантию, что оно обязательно этот товар у него купит, то, как минимум, у поставщика должна быть возможность эту цену сбросить. Но белорусские лекарства на наш рынок поставляют сами производители — белорусские фармацевтические предприятия. До недавнего времени почти треть лекарственных средств (189 наименований), которые производятся в Беларуси, были убыточными. А все из-за того, что отпускная цена на подавляющую часть из них регулируется государством. В прошлом году Минэкономики разрешило повысить отпускные цены только на 64 препарата до уровня безубыточности без формирования прибыли.
Возможно, авторы письма, озабоченные тем, как потеснить на лекарственном рынке Беларуси импортные таблетки и сиропы, а также сдержать цены на лекарства, допустили элементарный ляп. Ведь даже в постановлении Совмина № 856 от 29 июня 2009 года, на которое ссылается руководитель Минздрава и которое расширило применение преференциальной поправки для поддержки отечественных товаров при госзакупках, лекарства не упоминаются. Постановлением определен перечень из 15 позиций, и лекарственных средств в нем нет.
Но даже если Минздрав и ошибся (после появления абсурдного постановления Совмина № 991 нас уже сложно чем-либо удивить), все равно очевидно, от какой «болезни» выписан этот рецепт. Чиновники любимыми способами пытаются лечить белорусов отечественными лекарствами. И стоит отметить, что у них это неплохо получается. В первом квартале этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого, на рынок было ввезено почти на 23% меньше лекарственных средств импортного производства. Из-за долгой и дорогой процедуры регистрации, зарубежные компании отказываются от регистрации в Беларуси лекарственных средств последнего поколения. Доступ к импортным таблеткам и мазям у белорусов сохраняется только потому, что белорусские фармакологи производят лишь около 18% препаратов, зарегистрированных на территории Беларуси и необходимых для лечения граждан страны.