В последнее время, начиная с неизменно осведомленного инсайдера «Коммерсанта», сказавшего, что «кому-то надоело президентское кресло», различные российские издания с упорной регулярностью публикуют угрозы в адрес Александра Лукашенко. Впрочем подобные угрозы раздаются в адрес таджикского президента Рахмона, слышны были и в адрес Бакиева (не говоря уж о Ющенко и Саакашвили). Как вы думаете, какие цели преследуют подобные публикации, в чем польза для российского правящего класса от обещаний сместить Лукашенко или Ющенко — в особенности, в свете того обстоятельства, что обещания эти как правило не выполняются?
Александр Федута: Не следует представлять себе, что российский политикум действует как-то осмысленно, принимая решения и думая о последствиях этих решений. Вспомните совершенно идиотскую ситуацию, когда президента России Путина вынудили дважды (!) продемонстрировать свою благосклонность к Виктору Януковичу, даже не понимая, что, на самом деле, это только заставит оппонентов Януковича быть еще более непримиримыми и консолидирует вокруг них значительную часть общества. Просто: кому-то пришло в голову, или заплатили ему за то, чтобы он уговорил Путина сделать эту глупость.
Так и в нашем случае. Кто принимал решение начать публикации против Лукашенко и почему он принял это решение, догадаться нетрудно. Но вот последствия явно не просчитывались. Начиная с августа прошлого года — с вторжения России на территорию Грузии — для постсоветского пространства Россия перестала быть гарантом статус кво и превратилась в источник потенциальной опасности — именно в связи со своей непредсказуемостью. И сегодня ее поведение, публичная демонстрация силы, запугивание бывших и нынешних вассалов направлены не на то, чтобы разуверить их и развеять их опасения, а напротив — чтобы подтвердить их.
Но дело в том, что ситуация резко изменилась по сравнению с 2001 и 2006 годами. Информационные рычаги давления на белорусскую власть из рук Кремля потихоньку были изъяты. Помнится, посол России Александр Блохин в ответ на мое замечание о том, что Лукашенко последовательно подменяет российские телеканалы белорусскими суррогатами, высокомерно заявил:
— Да если Путин чихнет в ваш адрес, водители-дальнобойщики через сутки информацию привезут.
Ну, в век высоких технологий чихать и пользоваться услугами дальнобойщиков вовсе не обязательно. Но информационные войны последнего времени Лукашенко у России выигрывал. Поэтому то упорство, с которым руководство российских медиа верует в то, что Беларусь и Россия находятся в одном информационном пространстве, наталкивает на определенные мысли. Как сказал мне один умудренный годами и знанием жизни белорусский политик:
— А почему вы исключаете возможность того, что они договорились? Того, что весь этот цирк, вся эта возня из-за молока — лишь для того, чтобы деньги на социальное обеспечение выборов получить на Западе, а политическую поддержку он и так получит на востоке?
Скажу честно: я не слишком верю в эту версию. Но того, что Россия все равно будет поддерживать Лукашенко на выборах, не учитывать нельзя. Так что вся эта дымовая завеса направлена лишь на то, чтобы сам г-н Лукашенко лишний раз чихнул от российского дыма, не более.