На днях Дмитрий Медведев внес в Государственную думу проект поправок к федеральному закону «Об обороне». В чем суть предлагаемых изменений, и какова была необходимость в них?

Андрей Федоров.Поправки значительно расширяют задачи вооруженных сил России и полномочия президента как верховного главнокомандующего. На данный момент в функции ВС входят отражение агрессии против РФ, защита целостности и неприкосновенности ее территории и выполнение имеющихся международных обязательств России. После внесения изменений (в чем, ясен пень, сомневаться не приходиться) к ним добавятся отражение нападений на российские войска, расположенные за границей, отражение или предотвращение агрессии против любого другого государства, а также защита интересов и граждан РФ на чужой территории.

Формальным поводом стало то, что в прошлом году войска в Южную Осетию и Абхазию Москве пришлось вводить под крайне сомнительным предлогом «выполнения международных обязательств». Правда, как-то слабо верится, что если бы закон остался в прежнем виде, то Кремль хоть на минуту задумался бы над применением своих вооруженных сил где бы то ни было, будь у него уверенность, что подобные действия приведут к успеху.

Собственно, события годичной давности как раз и продемонстрировали это со всей наглядностью. Тем не менее, было решено придать следующим мерам такого рода видимость законности.

На деле же необходимость принятия такого решения местные политики и эксперты объясняют тем, что отныне полномочия российского президента будут почти полностью соответствовать правам его американского коллеги.

На это, конечно, можно возразить, что в Соединенных Штатах президент обязан в течение 48 часов после начала военной операции отчитаться перед Конгрессом, и если оная в течение 60 суток не получит одобрения законодателей, то должна быть прекращена. При этом, как известно, в отличие от Федерального собрания РФ, парламент там отнюдь не штампует автоматически любые решения исполнительной власти.

Но не менее существенным видится и то, что все последние годы главным объектом нападок со стороны Москвы служила именно «агрессивная политика» Белого дома на мировой арене, воплощавшаяся в готовности послать войска в любую точку планеты. Как выяснилось, критикуя Америку, Россия просто втайне завидовала ей, что сильно смахивает на лицемерие.

Что же касается необходимости, то теперь Кремль присвоил себе право встать, например, на оборону братского Ирана от варварского нападения Израиля или послать бомбардировщики для защиты своих туристов в Испании. Ну, а если серьезно, то наиболее вероятным полем применения новой версии закона станет, разумеется, постсоветское пространство, которое российские власти рассматривают как свою «сферу влияния».

В свете этого чрезвычайно опасной выглядит другая акция Дмитрия Медведева, осуществленная чуть ли не в тот же день: решение отложить приезд нового посла России в Украину из-за якобы антироссийского курса руководства Киева. Несмотря на приведенный в его послании Виктору Ющенко длинный перечень московских обид, данный шаг выглядит совершенно неадекватным. В имеющей печальный опыт Грузии сразу же отметили, что такая позиция руководства России должна быть воспринята как подготовка широкомасштабной провокации в Крыму.

Похоже, в Тбилиси недалеки от истины. Напомним, три года назад тогдашний вице-премьер и министр обороны РФ Сергей Иванов заявил, что в случае попытки захвата украинской стороной объектов Черноморского флота охраняющие их российские военнослужащие могут применять оружие. Судя по всему, в ближайшее время под такие действия будет подведена «законная» база.