?История с выходом и отменой постановления № 991 вызвала множество вопросов и комментариев. По меньшей мере, из этой истории следует вывод, что правительство безответственно подходит к регулированию деловой среды. Как эта история была воспринята деловыми сообществами?
Сергей Балыкин. Отмену скандального постановления правительства № 991 можно назвать очередной «элегантной победой» белорусского президента. Глава государства поручил решить проблему, правительство постановление отменило, но осадок, как говорится, остался.
Напомним, что нашумевшее постановление совмина № 991 «О некоторых вопросах приобретения товаров на территории Республики Беларусь» было опубликовано в прошлую субботу 1 августа и фактически запретило посредническую деятельность в Беларуси.
Понятное дело, такой документ вызвал резко негативную реакцию делового сообщества. Даже самый мягкий комментарий, услышанный автором этих строк по поводу нововведения, нельзя воспроизвести без риска совершить административное правонарушение.
Но ситуацию исправил глава государства. Вернувшись из Кыргызстана, президент поручил правительству разобраться в сложившейся ситуации и предотвратить негативные последствия документа. В свою очередь правительство постановление обсудило и отменило.
Казалось бы инцидент исчерпан. Но не все так просто. Постановление уже сыграло свою негативную роль. Сама процедура его появления, само его невнятное содержание в очередной раз поставило белорусский бизнес не на ноги, а на уши. Документ был принят, что называется втихомолку, деловое сообщество о нем ничего не знало, и даже текст официально появился только тогда, когда начали распространяться неофициальные комментарии и слухи. Все это наглядно показывает истинное отношение белорусского государства к предпринимателям.
Инвестиционному имиджу Беларуси нанесен существенный ущерб. Никто и так не уверен в стабильности и предсказуемости белорусского законодательства, а теперь появилось дополнительное основание для опасений. Разумеется, президент может устроить публичную порку правительства, отправить его в отставку или даже прилюдно казнить — ситуацию это не исправит.
Белорусский лидер также должен разделить ответственность за правительственную ошибку. Аргумент о том, что постановление было принято за его спиной, не выдерживает никакой критики. Оно было принято 28 июля, а готовилось еще раньше. Президент не мог не знать о подготовке такого нормативного акта. Единственное что он пропустил в ходе своего визита — это вал возмущения деловых людей. Но использовать ситуацию в целях укрепления имиджа защитника и заступника, А. Лукашенко все-таки постарался.
Но кое- что, между тем, радует. Стремление власти исправить «ошибку», несомненно, поспособствовала активность предпринимателей и предпринимательских объединений. Деловые союзы, забыв про распри и внутренние разборки, объединились и выработали единую и жесткую позицию. В принципе, это может послужить хорошим уроком для белорусского бизнеса. Не нужно бояться отстаивать свою позицию и делать жесткие заявления. Изменения сами по себе не происходят — за них всегда нужно бороться.