16–17 июля в Вене состоялся семинар ОБСЕ по вопросам организации и проведения выборов, в котором приняла участие и официальная белорусская делегация. Судя по поступающим в прессу сведениям между белорусскими законотворческими органами, ЦИК и ОБСЕ идет процесс согласования возможных поправок в избирательное законодательство, однако информация об этом процессе весьма скудная. Можно ли сказать какие именно поправки приняты к рассмотрению?
Сергей Альфер:После проведения выборов в Палату представителей 2008 года белорусская сторона согласилась обсуждать возможные изменения в избирательное законодательство. Что послужило причиной этого — экономический кризис в Беларуси, ухудшение отношений с Россией, желание улучшать отношения с Европой, или все вместе — неважно. Важен сам свершившийся факт.
Этапы, предшествовавшие этому:
В декабре 2008 года белорусские власти получили заключительный отчет ОБСЕ по выборам. По заявлению председателя Центральной комиссии по выборам Лидии Ермошиной, Беларусь впервые не будет его комментировать. Коротко говоря, власти молча согласились, что в отчете представлены правдивые сведения о проведенных в стране выборах.
22-23 января состоялся рабочий визит в Минск директора Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ Янеза Ленарчича. По словам Лидии Ермошиной, было достигнуто взаимопонимание о необходимости создания экспертной группы по внедрению рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ в белорусское избирательное законодательство.
Здесь имеет смысл остановиться особо. Поскольку белорусская сторона возражала против участия в работе экспертной группы любых третьих лиц, БДИПЧ ОБСЕ вопреки своим принципам о привлечении гражданского общества к обсуждению вопросов, связанных с фундаментальными правами человека, согласилась проводить работу в закрытом двухстороннем формате. Вследствие этого была создана рабочая группа на базе Национального центра законодательства и правовых исследований во главе с бывшим директором Центра и нынешним замгавы администрации и замглавы Центральной комиссии Валерием Мицкевичем. В составе группы один эксперт БДИПЧ ОБСЕ Матс Линдберг, сотрудники Центра, а также член Центральной комиссии Надежда Киселева.
За прошедшее время состоялось два заседания группы, на которых, как мы надеемся, белорусские разработки были переданы представителю ОБСЕ. Уровень секретности при проведении этой работы, по моему мнению, был как при разработке первой советской атомной бомбы. ОБСЕ, вероятно, также подписала соглашение о неразглашении государственной тайны, поэтому о проделанной работе можно судить из немногочисленных заявлений некоторых ознакомленных лиц.
По словам Валерия Мицкевича, законопроект по изменениям и дополнениям Избирательного кодекса разработан и находится на согласовании в заинтересованных ведомствах, однако его положения могут корректироваться. В. Мицкевич отказался конкретизировать возможные изменения в избирательное законодательство. О них можно будет говорить, когда «согласованный документ будет на выхождении», сказал он.
Несколько уточнений по поводу возможных изменений высказала Лидия Ермошина. По ее словами, они касаются узаконивания института члена Центральной комиссии с правом совещательного голоса, индивидуального финансирования кандидатов на выборах, уточнения полномочий Центральной комиссии. По некоторым сведениям, в предложениях присутствуют также некоторые изменения принципов агитационной деятельности. Однако Л. Ермошина подчеркнула, что разработанные предложения «никоим образом не касаются серьезных изменений действующей в Беларуси избирательной системы», т. е. основных принципов проведения выборов. Да и как их менять, если в интервью агентству Рейтерс накануне Пражского саммита Восточного партнерства А. Лукашенко заявил, что он не будет «менять законы, ломать избирательную систему, разрушать СМИ, отдавать их оппозиции».
Таким образом, проводимая белорусской стороной по просьбе ОБСЕ работа не принесет значимых изменений в избирательное законодательство — так же, как и применение этого обновленного законодательства не приведет к проведению в Беларуси свободных и справедливых выборов. Однако обе договаривающиеся стороны получат глубокое удовлетворение — ОБСЕ заявит, что она впервые с 2000 года смогла повлиять на демократизацию белорусского избирательного законодательства, а белорусские власти, по сути ничего не изменив, получат ожидаемые политические и экономические преференции. А в Беларуси все останется по-прежнему.