Вроде бы, радоваться надо: «Газпром» объявил о своей готовности поставлять газ в Беларусь на прежних условиях (в том числе, и по доконфликтной цене за газовый транзит). Не радует, однако, все это, ох, не радует. И вовсе не потому, что чем было бы хуже, тем, соответственно, было бы лучше. Беспокойство вызвано некоей аналогией, которая в данном случае напрашивается сама собой.
Вспомните бессмертный фильм о бароне Мюнхаузене. До обеда у него была запланирована война с Англией, ежели та вдруг не согласится предоставить свободу своим североамериканским колониям. Представьте себе, этого было бы достаточно для того, чтобы засадить барона в кутузку, но … Англия выполнила его условие. США получили свободу, и все мы можем теперь спокойно созерцать, насколько успешно сражаются они теперь за свободу и демократию в Ираке (иногда, правда, думаешь: лучше бы барон не вмешивался!).
Баронесса, категорически выступавшая против предоставления барону возможности развестись и жениться на любимой женщине, возопила: неужели вы все не понимаете, что это элементарное совпадение?! Но бургомистр, ежедневно ходящий на работу как на подвиг ответил: «Чего Вы хотите, баронесса?! Англия — и та сдалась!..»
Очевидно, что «Газпром» в данном случае вполне сродни Англии. Как у старушки империи накопилась определенная усталость от возни с американскими колониями (до них ведь еще доплыть надо!), так и «Газпром» устал возиться с обомлевшей от суверенной гордости Беларусью и тихо согласился на цену за поставляемый газ. Это не отказ от претензий на участие в приватизации «Белтрансгаза». Просто в данной ситуации дешевле было отказаться от бесконечной сказки про белого бычка, где в роли бычка выступает Петр Петрович Пётух, глава «Белтрансгаза», а в роли пасущего его пастуха — неугомонный первый вице-премьер белорусского правительства Владимир Ильич Семашко, которому, вероятно, еще уготовано бессмертие под стать его покойному тёзке.
Теперь предмет разногласий, казалось бы, исчерпан надолго. Цена газа известна. Осталось выяснить цену «Белтрансгаза». Тем более, ежели что не так, газ вновь можно отключить (договор, судя по всему, будет подписан лишь о поставках голубого топлива до конца текущего года).
Усталость «Газпрома» напрямую была связана и с предстоящей в Ялте встрече четырех президентов государств, входящих в так называемое Единое Экономическое Пространство. В чем именно его единство выражается — этот вопрос оставим Нурсултану Абишевичу Назарбаеву. Пока же заметим лишь, что совершенно очевидно: Владимиру Путину в Ялте сегодня не нужны никакие скандалы. Связано это не с какими-либо соображениями внутренней российской политики (даже если учитывать взрыв в Грозном, рассеявший в цементную пыль миф о том, насколько Россия контролирует Чечню), а с соображениями внешними: впереди выборы украинского президента, и определенный в качестве согласованного со всеми заинтересованными, как в самой Украине, так и в России, лицами Виктор Янукович должен получить в наследство некое подобие интегрированного пространства, с одной стороны, ориентированного на Россию, с другой стороны, — вполне независимого. Наш выкобенивающийся президент в эту схему вполне укладывается, посему за возможность сохранить во главе Украины хотя бы относительно пророссийского политика Путину приходится расплачиваться необходимостью терпеть и нашего «пророссийского». Плюс, конечно, и общая установка российской элиты, которую четче других сформулировал Караганов: пусть, мол, досидит до конца срока…
Понятно, что это временное перемирие, которое в принципе мало кого способно удовлетворить. Но газ — будет. Посему белорусские государственные СМИ уже начали отыгрывать заезженную пластинку по теме: «Вот ведь, наш молодец одним махом и „Газпром“ побивахом!». В свою очередь, «Газпром» совершил очередную глупость, упреждая заключение договора визитом в Москву группы представителей государственных белорусских газет в надежде на то, что уж теперь-то белорусский электорат узнает всю правду о том, как именно обстоят дела с поставками газа, почему руководство «Газпрома» смирилось с необходимостью поставок по белорусской цене и т. д. Понятно, что такой ошибки не допустил бы ни один инвестор либо покупатель, обманутый белорусской стороной. Но на то и поставлены грабли, чтобы россияне на них наступали шаг за шагом. Вот и сейчас на сайте ОАО «Газпром» висит стенограмма встречи Алексея Миллера, выкаченного аки рояль из кустов к белорусским журналистам.
Интересно, знает ли г-н Миллер, что именно из этой стенограммы дойдет до сведения массового белорусского читателя? Ведь уже сегодня очевидно: второй раз Лукашенко выигрывает информационное сражение с «Газпромом», не сумевшим полноценно обеспечить собственные шаги достаточной PR-кампанией.
Бог с ним, с «Газпромом»! Богу — Богово, Миллеру — Миллерово. Беспокоят нас вовсе не его интересы, а наши собственные.
Очевидно, что уставший от возни с Беларусью «Газпром» де-факто дает последний шанс нашей трубопроводной системе. Миллер пошел на последние из возможных уступок Беларуси потому, что теперь вправе ожидать уступок встречных. Алексея Борисовича все еще интересует возможность слегка поучаствовать в приватизации «Белтрансгаза». Естественно, на собственных российских условиях. Потому что на белорусских условиях белорусы уже будут получать газ из России. Так сказать, джентльменство: уступка в обмен на уступку.
А потом?
Ведь согласись Александр Лукашенко на реализацию контрольного пакета акций «Белтрансгаза» «Газпрому», и — что тогда?
А ведь согласится! Наш барон — наверняка согласится! За это мы его и ценим, и любим, нашего Карла Фридриха Иеронима! Правда, несколько позже выяснится, что стороны понимали под ценой за вожделенную «трубу» нечто совсем не одинаковое, и цена вдруг выросла в десятки раз, так что даже невозмутимый Алексей Борисович Миллер сможет разве что пожать плечами и развести руками. Но наш президент будет требовать своей цены. На том стоим и не могём иначе!
Чего вы хотите, уважаемый читатель? Англия ведь — и та сдалась!