В отличие от Европейского союза, Соединенные Штаты в последнее время внимания Беларуси практически не уделяли. Но вот на днях оттуда пришло два сообщения: о том, что Министерство финансов США продлило решение о смягчении санкций в отношении двух белорусских предприятий, входящих в состав концерна «Белнефтехим», и о том, что Палата представителей Конгресса США начала рассмотрение проекта закона о выделении финансовой помощи для обеспечения американской внешней политики на следующие финансовые годы, в котором упоминается и о нашей стране. Свидетельствуют ли эти события о пробуждении к ней какого-то нового интереса?
Андрей Федоров: Боюсь, что пока об этом говорить преждевременно. Решение американского финансового ведомства в отношении лидской «Лакокраски» и «Полоцк-Стекловолокно» было принято именно сейчас просто в связи с тем, что 1 июня истекал срок предыдущего аналогичного решения.
Что касается бюджета США на 2010-11 финансовые годы, то там действительно есть раздел «Поддержка демократии и прав человека в Беларуси», в котором предусматривается выделение средств на развитие независимой печати и электронных средств массовой информации как внутри страны, так и за рубежом, на развитие белорусского гражданского общества, политических партий, правозащитную деятельность. Кроме того, предлагается финансово поддержать продвижение свободного, честного и прозрачного избирательного процесса, расширение международного обмена молодежи и студентов, а также образовательные инициативы, такие как Европейский гуманитарный университет в Вильнюсе.
Но и Конгресс всего лишь своевременно приступил к выполнению своей хотя и главной, но рутинной работы. Так что совпадение этих двух событий во времени является чисто случайным и ни о каких новых тенденциях в американском отношении к Беларуси не говорит.
Причины столь сдержанного отношения понятны. Прежде всего, перед новым главой Белого дома сейчас стоят несколько более насущные и животрепещущие проблемы, начиная с экономического кризиса. Кроме того, Барак Обама, похоже, не в такой степени ориентирован на максимально широкое распространение демократии в мире, как его предшественник. Во всяком случае, за четыре месяца пребывания во власти он, насколько помнится, ни разу не высказался по этому поводу в целом, не говоря уже о Беларуси.
Судя по всему, в США ждут каких-нибудь новых шагов белорусских властей в направлении демократических преобразований, небезосновательно считая, что на прежние позитивные поступки они уже дали адекватный ответ.
Вместе с тем, упомянутые действия показывает, что наша страна не выпала из поля зрения Вашингтона. Если же вспомнить при этом, что многочисленные критические заявления Джорджа Буша-младшего в адрес белорусского режима к заметным сдвигам внутри Беларуси не привели, то их отсутствие со стороны новой администрации, как представляется, не должно вызывать больших разочарований.