Исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев полагает, что у государств — участников программы Евросоюза «Восточное партнерство» могут возникнуть трудности, связанные с необходимостью модернизации законодательной базы «в соответствии с требованиями ЕС», что будто бы неизбежно приведет к противоречию между участием в СНГ и в ВП. Что за требования ЕС имеет в виду Лебедев и в чем они противоречат договоренностям в рамках СНГ?
Андрей Федоров. Честно говоря, понять данные высказывания сложно, даже если учесть, что далее в том же заявлении было сказано, что приведение законодательства в соответствие с требованиями Евросоюза потребует пересмотра договоренностей в рамках СНГ, и тогда, мол, странам придется выбирать между объединенной Европой и Содружеством.
Однако, во-первых, о переходе участников ВП на законодательные акты ЕС, о чем шла речь на первом этапе обсуждения программы, в последнее время как-то не упоминается. Но даже если бы это условие существовало в качестве обязательного, то о каком противоречии с договоренностями в рамках СНГ можно всерьез говорить, если невыполнение практически всех заключенных там соглашений уже много лет является притчей во языцех?
Понятно, что г-на Лебедева беспокоит судьба вверенной его попечению организации. Однако его опасения, что участие шести стран в ВП негативно отразится на их активности в СНГ, напрасны. Не отразится. Ибо вся «активность» уже давно фактически свелась к ежегодным встречам глав государств. Они от этих посиделок вряд ли откажутся, соответственно, непыльная и доходная работа у чиновников аппарата СНГ тоже сохранится.
А, вообще-то, подобное заявление в очередной раз свидетельствует о панических настроениях, которые возникли у российской политической элиты в связи со стартом новой программы Евросоюза. Дескать, Брюссель хочет вывести из российской «сферы влияния» еще четыре страны (в Москве, вероятно, понимают, что Грузию и Украину в эту «сферу» можно вернуть уже только танками). А это подтверждает, что Кремль, к сожалению, в своей внешней политике продолжает руководствоваться представлениями прошлого века, воспринимая отношения с Западом как игру с нулевой суммой.