6 апреля Лукашенко принял отставку министра внутренних дел В.Наумова.
Формальное объяснение этой отставки не вызывает доверия. В.Наумов совсем недавно демонстрировал великолепную физическую форму.
Вряд ли основанием отставки стало недавнее распространение в Интернете обращения анонимных сотрудников правоохранительных органов, в котором высказывались претензии к Наумову.
Также есть основания сомневаться в других причинах отставки, которые называют ряд обозревателей.
В частности, утверждают, что под руководством Наумова так и не было раскрыто самое громкое преступление последнего времени — взрыв на официальном концерте в День Независимости 3 июля 2008 г. Однако расследование этого происшествия должно было находиться в ведении не МВД, а КГБ. Как и каждое уголовное дело, соответствующее статьям «терроризм» и «покушение на жизнь высших должностных лиц». То, что на В.Наумова было возложено руководство расследованием, означало, что уже в июле 2008 г. он был «козлом отпущения». Его отставка уже тогда была предрешена.
Версия, что отстранением Наумова Лукашенко хочет задобрить Запад, чтобы поехать в Прагу на саммит Восточного партнерства, является верной только в малой части. Власть хочет вести диалог с Западом. Но в силу ряда причин, Лукашенко не собирается ехать в Прагу. Репрессиями в феврале он показал, что хочет вести диалог, демонстрируя силу своих позиций. Лично поехать в Прагу означало бы для него продемонстрировать слабость.
Отставка Наумова является закономерной в свете происходящих в Беларуси изменений. С одной стороны, власть хочет указать Западу на эти изменения. С другой стороны, отставка свидетельствует главным образом о тех изменениях, о которых власть не говорит. Но именно эти изменения определяют характер развития ситуации в Беларуси.
1. Этим шагом власть дает позитивный сигнал для Запада. Говорит, что заинтересована в продолжении диалога. И что будет сама меняться «в лучшую сторону», если будет продолжен диалог, Беларусь будет включена в программу восточного партнерства.
От должностей отстраняются лица, наличие которых во власти создает определенные проблемы в развитии отношений с Западом.
В.Наумов — последний фигурант дела об исчезнувших в 1999 г. политиках-противниках Лукашенко (в 1999 г. он возглавлял Службу Безопасности Президента), который находился на высокой должности.
2. Это указывает на сильные позиции в составе правящей элиты групп, которые выступают за авторитарную модернизацию, за подконтрольную, медленную политическую либерализацию.
Имеется в виду группа В. Лукашенко и группа технократов во главе с премьер-министром С. Сидорским. Они инициировали крупные ротации в составе силовых и контрольных структур, кроме прочего чтобы провести наверх своих назначенцев.
Значение силовых (КГБ, МВД) и контрольных (КГК, прокуратура) структур в политической системе Беларуси снижается. Они находятся под контролем групп, которые выступают за осторожные, просчитанные, но все же — изменения в Беларуси.
В.Наумов был последним представителем некогда могущественной группы силовиков и контролеров во главе с государственным секретарем Совета Безопасности В.Шейманом. Устранение В.Наумова — последний шаг по полному подчинению контролеров и силовиков.
3. Создаются дополнительные условия для экономической либерализации.
Чем более подконтрольными технократам и группе В.Лукашенко становились контрольные и силовые структуры, тем более активные шаги делались в направлении экономической либерализации. Устранен прессинг силовиков и контролеров в отношении директорского корпуса. Все более маловероятной становится антикоррупционная кампания в отношении экономической элиты.
4. Продолжение чистки в составе контрольных и силовых структур указывает на то, что приоритетами государственной политики является экономическая модернизация, улучшение структуры и качества (институциональных и функциональных характеристик) государственного аппарата. Экономические менеджеры-технократы, юристы и дипломаты востребованы, влиятельны. В отличие от силовиков и контролеров, которые оказались на вторых, подчиненных ролях.
Примечательно, что летом 2007 г. ходили слухи, что В.Наумов будет назначен премьер-министром. Однако было ясно, что Наумов не сменит Сидорского.
5. В целом власть в Беларуси становится более прагматичной, более готовой к инновациям, изменениям. В том числе повышается вероятность шагов со стороны власти в направлении политической либерализации. Потому что видно сильное влияние тех, кто в состоянии просчитать эти шаги и их последствия.
6. В составе власти усиливается представительство тех, кто говорит по-белорусски, считает себя белорусом и европейцем (достаточно вспомнить соответствующие заявления главы Адмнистрации Президента В.Макея), кто знает историю Беларуси в ее несоветском понимании.
Власть будет продолжать «отбирать» у оппозиции тему белорусской истории, культуры, языка. Подобно тому, как ранее забрала тему независимости Беларуси.
В. Наумов — уроженец г. Смоленск (Россия). Он не произнес ни одного слова по-белоруски. В отличие от В.Макея, который выступает на белорусском языке. И даже Лукашенко, который произносит белорусские слова (например, «фанабэрыстыя россияне»). Пришло время, когда быть во власти чисто русскоговорящим, не знать белорусского, не говорить даже «на трасянцы», означает выделяться в худшую сторону.
7. Отставка Наумова подтверждает, что в составе власти нет групп, которые могли бы выступать в роли лоббистов российских интересов, выступать за «настоящую» интеграцию, как этого хочет Россия. Власть достаточно консолидирована в отношении к независимости Беларуси.
Поэтому, во-первых, Беларусь не сделает шаги в направлении «настоящей» интеграции с Россией.
Не будет заключен под диктовку Москвы «Конституционный Акт союзного государства». Не произойдет объединения денежных систем. Беларусь не передаст под контроль России бюджетообразующие предприятия.
Беларусь будет демонстративно «шагать на месте» в вопросах военной интеграции. Будет проводить совместные учения, чтобы демонстрировать роль «щита» против НАТО, единственного союзника. Но при этом не отдаст под контроль России свою систему ПВО. Не пойдет на увеличение военного присутствия России. Не пошлет солдат проливать кровь за интересы ОДКБ, т. е. России.
И режим Лукашенко не признает независимость Южной Осетии и Абхазии. Потому что не хочет быть привязанным к России. И не хочет, чтобы его считали марионеткой России.
Во-вторых, будет сохраняться вероятность очередного газового конфликта с Россией. В случае давления со стороны России, предъявления неприемлемых требований, как это было в январе 2004 г., Беларусь ответит так же, как ответила тогда.
В-третьих, Россия не будет выдвигать на президентских выборах 2010 г. в Беларуси своего кандидата. Будет пассивно или заинтересованно поддерживать кандидатуру А.Лукашенко.