Последние недели две или три буквально стон стоит над Беларусью.
Нас предали!
Запад нас предал!
Проклятые мюнхенцы из Брюсселя и Страсбурга!
Приглашают белорусского диктатора в Прагу!
Позор предателям демократических идеалов!
И я тоже хочу крикнуть «Позор!», но почему-то крик застревает в горле.
Что-то мешает.
Может быть, вот этот гневный пассаж А. В. Козулина:
— К кому приезжал в Минск Солана — к белорусскому народу или к белорусскому диктатору?
Что-то знакомое почудилось… Из эпохи заседаний парткома или идеологической комиссии, где спрашивали со всей суровостью: «Так вы что, не одобряете решения пленума ЦК КПСС? И вообще с кем вы — с народом и советской властью или против?»
Лично я всегда был с народом. И тем не менее с трудом представляю себе эту монументальную сцену — приезд Соланы к белорусскому народу.
Вероятно, это могло выглядеть так. Сразу из аэропорта Солана направляется на площадь Независимости, где его ждут сотни тысяч минчан с бело-красно-белыми флагами во главе с Козулиным, Лебедько, Милинкевичем, Вечеркой, Шушкевичем и даже Калякиным. Там он произносит пламенную речь о поддержке Евросоюзом самоотверженной борьбы белорусов за торжество демократии и против ужасного тоталитарного режима. После чего направляется на встречу с терпеливо дожидающимся его диктатором. Солана передает трепещущему от страха Лукашенке объединенные демократические требования Евросоюза и белорусского народа. После чего отбывает в аэропорт сопровождаемый тысячными толпами и частями ОМОНа, совместно восторженно скандирующими «Жыве Беларусь!»
К вечеру того же дня в Беларуси устанавливается небывалая демократия. Во главе процесса, разумеется, стоит сам Лукашенко. Премьер-министр — Козулин, во главе МВД — Лебедько, Милинкевич — министр обороны, Вечерка — культуры… Ну и другие не без постов.
— Ну что вы ерничаете? — скажет мне иной читатель. — К чему эти антиутопии? Ведь наши либералы-демократы совсем другое имеют в виду, когда говорят о необходимости бойкота Лукашенки в Европе!
И это было бы действительно замечательно — понять, что они имеют в виду, проклиная «сепаратистский», «соглашательский», «коррупционный», «предательский» Запад. Но, насколько мне помнится, ни одна швейная мастерская в Беларуси не забастовала, требуя освобождения Козулина. А добились этого освобождения «предатели демократических идеалов из Брюсселя».
Наверное, следующим правильным шагом тех же деятелей из Брюсселя явилось бы силовое введение демократии в Беларуси. План здесь может быть такой. Лукашенку приглашают, а на самом деле заманивают в Прагу, там задерживают под видом разных демократических разговоров, а в это время натовские танки входят в Минск. И вопрос решен. В Беларуси торжествует демократия.
Ну, а пока Запад должен понять, что мы в сильной обиде на него. Не меньше чем мюнхенским сговором вымеряем его нынешнюю политику в отношении Беларуси.
И все-таки не худо взглянуть на «белорусскую проблему» глазами Запада. Но как только вопрос ставится таким образом, первое, что начинает распадаться, это традиционное наше понимание-восприятие Запада. Выясняется, что никакого «Запада» нынче нет. Что это старый советский штамп. А что есть? А есть сложная конфигурация взаимоотношений государств, расположенных за Бугом. И «белорусская проблема» в этой конфигурации еле различимая, хотя и немножко раздражающая песчинка. Эту «песчинку» с трудом рассматривают в микроскоп и дивятся этой экзотике старые члены Евросоюза — Великобритания, Франция, Италия, Германия. Как к «зоне интересов России», которую неплохо бы в целях укрепления собственной безопасности, вырвать из-под российского влияния, к ней давно относятся средние и малые государства Восточной Европы. Но, в общем, в Варшаве и Праге понимают, что это только мечты и не более… Поэтому особенно напрягаться не следует. Тем более, что своих проблем выше крыши.
В Евросоюзе в связи с кризисом сильно штормит. Богатые «старики» (та же Великобритания и др.) не желают делиться баблом с «молодыми и бедными» (Польша, Чехия и др.). Когда очень плохо, натурально, своя рубашка ближе к телу. «Старикам» сейчас нужно спасать зону евро, которую утягивают в пропасть Ирландия, Испания, Греция, Португалия. И в протекции нуждаются собственные крупные производства. И вот уже идут разговоры о протекционизме. И чешский премьер Тополанек демонстративно не подает руки французскому президенту Саркози. Странам Восточной Европы, дабы не допустить развала своих экономик, требуется не менее 400 милиардов евро, а Европейский инвестиционный банк и Группа Всемирного банка готовы дать всего 25.
Вот и спрашивается: где тут, посреди этих глобальных проблем, место Беларуси?
Лично я его не вижу.
Так зачем же прилетал в Минск Солана? Зачем все эти разговоры про Прагу?
А это вещи процедурные. Так положено в Европе.
Почему бы в самом деле не прилететь и не поглядеть собственными глазами на «белорусское авторитарное чудо»?
Что-то вроде похода в зоопарк.
Тем более, что в зоопарке любимый «Западом» порядок, чистота, дорожки подметены, никаких социальных волнений и прочих известных на западе неприятностей.
Есть на что подивиться.
И к тому же: почему бы не поговорить с реальным обладателем власти в этом зоопарке?
А вот «мюнхенским жупелом» нам не стоит размахивать. В 1938 г. все участники соглашения преследовали свои цели. Что не мешало, кстати, чехословацкому правительству, имевшему лучшую в Европе и отмобилизованную армию оказать сопротивление немцам, а не покорно отдавать Судеты, а затем и всю страну. И не следует кидать камни в Чемберлена, размахивавшего бумажкой после прилета из Берлина со словами о том, что он привез мир. В Англии в тот период буквально некому и нечем было воевать. Поляки справедливо не забывают об унизительных словах Молотова в адрес их страны после захвата и раздела ее Германией и Советским Союзом. Но не следует забывать, что буквально то же (о карикатуре на государство) сказал о Чехословакии министр иностранных дел Польши Бек после вторжения немцев в эту страну в том же 1938 г., во время которого и дружественная тогда Германии Польша урвала свой кусочек — Тешинскую область.
А вы, господа, кричите о сегодняшнем «белорусском Мюнхене»…
Но вас никто не предавал. Вас даже вытаскивали из тюрем.
Хотя «Мюнхен» в той или иной форме был всегда. И будет.
А вот рвущегося к демократии белорусского народа — увы! — не видно.
Как это ни печально…