Как оценить внутри- и внешнеполитические перспективы нашей страны в свете недавних чрезвычайно эмоциональных высказываний Александра Лукашенко о своих оппонентах, мешающих, по его мнению, развитию диалога белорусского государства в его нынешнем виде и Европы?
Сергей Паньковский.Довольно много сказано о выступлении Александра Григорьевича в Витебске 17 марта в контексте отношений Беларуси и с европейскими странами. На мой взгляд, здесь имеет место столкновение двух мировоззренческих парадигм — европейской и белорусской.

Европейские политики полагают, что действуют в рамках стратегии, которая сделает авторитарный режим Лукашенко более мягким, чем он мог бы быть, находясь в изоляции. Белорусский же президент и его окружение считают, что Европа руководствуется исключительно геостратегическими и экономическими мотивами, которые значительно снижают значение, если не сводят на нет смысл политических претензий, предъявляемых белорусскому руководству. При этом, когда представители официальной Беларуси говорят о Европе, они игнорируют то обстоятельство, что понятие современной Европы, идентичность Европы — есть не только определенное географическое пространство, но, прежде всего концепция, за которой стоит некоторый ценностный кодекс.

Мне кажется, что официальная Беларусь просто не отдает себе отчета в том, что предпринимаемые ею шаги ставят в чрезвычайно трудное положение даже тех политических деятелей в Европе, которые готовы и дальше стимулировать продвижение сегодняшней Беларуси в западном, а не восточном направлении.

С другой стороны, мне показался даже более важным аспект, связанный с трактовкой политических оппонентов как «врагов народа». Притом, что белорусский руководитель, давая подобные характеристики, весьма произвольно трактует высказывания оппозиционных политиков относительно его персональных взаимоотношений с ЕС и отдельными европейскими странами. Термин же «враги народа» достаточно убедительно демонстрирует, кого именно в Беларуси следует понимать под народом с точки зрения руководителя государства. Когда народ — сторонники президента, и не народ — те, кто не является его сторонники, тогда никакие свободные выборы в принципе не возможны.

Высказывание о врагах народа имеет «системообразующий» характер, такова «белорусская концепция демократии». Разумеется, такое ее понимание фактически конституирует принцип несменямости власти.

Обсудить публикацию