Во взаимодействии Беларуси с ЕС, включая перспективы присоединения Беларуси к программе ЕС «Восточное партнерство», отмену санкций или продление моратория на их применение часто выделяют три «контрольных» пункта: вопрос признания Южной Осетии и Абхазии, положение польского меньшинства в Беларуси и условия проведения массовых собраний граждан. С другой стороны, имеются также 5 первоочередных и 12 изначальных условий ЕС. Какие из этих пунктов могут оказаться важней и почему? Каковы перспективы диалога и основные факторы, воздействующие на его ход и результаты?
Вячеслав Поздняк. Что касается так называемого «диалога». Зачастую приходится сталкиваться с полной путаницей насчет того, о чем, собственно, идет речь. Во-первых, если выражаться поточнее, реальность взаимоотношений между субъектами Европейского союза и Республики Беларусь, с которой мы имеем дело, может быть описана как пространство политической коммуникации. В границах этой реальности происходят самые разнообразные процессы: «диалоги», споры, конфликты, переговоры, согласования интересов и целей и многое другое.
Во-вторых, так или иначе, но в политическую коммуникацию с Евросоюзом вовлечены все основные (и даже нередко второстепенные) «актеры» общественно-политического процесса. Не только власти, но и политическая оппозиция, НПО, негосударственные СМИ и другие. В то же время, что касается переговоров с ЕС, то это весьма специфическая сфера. В данной области наблюдается наиболее острая борьба. Власти ведут свою линию, оппозиция — свою. Евросоюз, находясь в постоянном контакте с обеими сторонами, в каком-то смысле выступает как посредником между ними, так и объектом борьбы за влияние. Однако еще не сложились условия для общего «круглого стола».
Если руководствоваться обозначенным выше подходом, то разноплановый «диалог» как часть политической коммуникации, несомненно, будет продолжен. Вопрос в том, станет ли он более позитивным, содержательным, результативным.
А вот в ходе переговоров будут происходить наиболее важные изменения, которые будут определять и характер, и формат отношений по линии РБ-ЕС и в значительной степени — будущее нашего государства. На данный момент очевидны тревожные тенденции к ужесточению внутренней политики. Если ЕС придет к выводу, что ситуация отброшена к августу 2008 г., то ясно, что придется снова начинать со снятия политических репрессалий прежде чем можно будет говорить о каких-либо иных далеко идущих шагах. Сейчас это, пожалуй, самое главное. Приоритетность шагов по либерализации (пять, больше или меньше) может меняться (при том, что все они необходимы), однако, ключевое звено — демократизация избирательного законодательства и процедур.
Наконец, еще об одном «условии». Требуется «пятый элемент». В нынешних условиях роль демократических сил по-прежнему велика, однако далеко не во всем она адекватно осмысливается и реализуется. Необходимо «переиграть» нынешнюю власть в стратегическом предложении привлекательной, позитивной программы развития страны, включая отношения с Европейским союзом. В частности, суметь лучше (и без прежних романтических иллюзий) проработать участие Беларуси в Восточном партнерстве. Тогда «диалог» станет и многосторонним, и полноценным.