На минувшей неделе В. Путин подписал распоряжение о выделении очередной транши «стабилизационного» кредита правительства России Беларуси (USD500 млн.). Выделение кредита по частям, помимо прочего, прежде объяснялось стремлением побудить Минск выполнить некоторые условия — в частности, переход на рубль в расчетах за российские энергоносители, открытие внутреннего рынка для российских товаров. Насколько можно судить, эти условия не выполнены, но кредит выделен. Что, по-вашему, убедило российское правительство сделать это именно сейчас?
Кирилл Коктыш: В мире разворачивается кризис, и сегодня главная цель практически всех без исключения правительств и корпораций — это не максимизировать прибыли, извлечение которых стало нереальным, а минимизировать убытки. И в случае, если уровень потенциальных убытков заведомо неприемлем — любые условия, т. е. структура первоначального замысла, могут быть по ходу пересмотрены, а то и вовсе отставлены в сторону.
По данным Белстата, в январе белорусский экспорт сократился по отношению к январю прошлого года на 54,6%, а отрицательное сальдо внешней торговли удвоилось. При этом за счет экспорта формируется порядка 70% бюджетных доходов. Очевидным образом это означает, мягко говоря, крайне тяжелую ситуацию с белорусской экономикой.
И Россия и ЕС сегодня, по сути, оказались поставлены перед дилеммой: заплатить сейчас (без особых условий или с отложенными условиями) относительно небольшие для себя суммы, обеспечив тем самым сохранение в стабильном состоянии транспортного коридора, которым для них является Беларусь, и по которому проходит порядка 80% поставляемой в Европу российской нефти, или настаивать на условиях и оплачивать потом трудно подсчитываемые, но явно гораздо большие, издержки дестабилизации.
Рациональный выбор тут вполне предсказуем, и из него исходят и Россия, и ЕС, и МВФ, которому тоже совсем не нужна дестабилизация в Беларуси.
Но, кроме мер пожаротушения, выдача кредитов все же предполагает условием участие Беларуси в проектах, интересных, соответственно, России и ЕС. Так, Россия стремится успеть выстроить единый рынок в рамках ЕвразЭС, основанный на рубле как средстве межгосударственных расчетов, и кредиты в числе прочего выдаются с условием участия Беларуси в этом проекте. Не забывает свои интересы и ЕС. Программа Восточного партнерства, предполагающая освоение Беларусью суммы порядка 600 млн. евро, в числе прочего предполагает обустройство западных границ Беларуси.