Председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко на встрече с делегацией ПАСЕ заявил, что Национальное собрание Беларуси могло быполучить статус специально приглашенного в Парламентской ассамблеи Совета Европы на ее очередной сессии. Насколько реальным выглядит такое развитие событий?
Язэп Абзаваты.А его коллега из Совета Республики Борис Батура вообще заявил, что «сотрудничество с Советом Европы является приоритетом нашей внешней политики, и мы стремимся к этому». Понятно, на волне общего потепления обстановки на западном направлении белорусским парламентариям тоже хочется чуточку больше Европы. Но, честно говоря, шансов на это немного.
Прежде всего, что могут белорусские власти предъявить ПАСЕ в качестве доказательства своего права на место в Страсбурге, пусть даже не полноправное? Все тот же набор: освобождение политзаключенных, возвращение в каталоги и киоски двух независимых газет, регистрацию движения «За свободу». Однако все это дела прошлого года, с тех пор уже прошла январская сессия ассамблеи, где вопрос о восстановлении статуса даже не поднимался.
Что же касается дальнейшего продвижения Беларуси навстречу призывам европейского сообщества, то обсуждение совместно с БДИПЧ ОБСЕ возможных изменений в избирательное законодательство и создание ряда общественных советов с участием представителей оппозиции пока представляют собой лишь протокол о намерениях. Судить же об их эффективности будут по конкретным результатам.
К тому же Совет Европы не считает выполненным едва ли не основное условие: парламентские выборы в Беларуси так и не были признаны соответствующими демократическим стандартам. Причем действия Евросоюза, в определенной степени закрывшего глаза на данное обстоятельство, не обязательно будут служить для ПАСЕ примером для подражания, поскольку она, как известно, состоит из депутатов, которые всегда ведут себя значительно более независимо.
Наконец, докладчик по Беларуси Андреа Ригони должен представить свое видение внутриполитической ситуации в нашей стране только на июньской сессии ассамблеи, тогда как следующая состоится уже в апреле.
Впрочем, некоторые сдвиги все же возможны. Так, возможно, белорусские депутаты будут регулярно приглашаться на те же сессии ПАСЕ, где они смогут представить официальную точку зрения. Правда, скорее всего, им придется соседствовать там со своими оппонентами из оппозиции.
Но самое любопытное заключается в том, что если конечная цель вдруг будет достигнута, то есть Беларусь примут в СЕ, то не исключено, что официальному Минску вскоре придется об этом пожалеть, ибо страна-участник автоматически подпадает под юрисдикцию Европейского суда по правам человека, куда могут обращаться ее граждане. В этом плане весьма показателен пример России, которой там раз за разом присуждают огромные штрафы за разного рода нарушения. То есть имеются определенные сомнения в том, что лидеры Национального собрания достаточно адекватно представляют себе то, к чему призывают.