В отличие от ряда других лидеров Объединенных демократических сил, глава Партии коммунистов Белорусской Сергей Калякин заявил о своей поддержке подписанного на прошлой неделе в Москве соглашения о формировании сил быстрого реагирования в рамках ОДКБ. Насколько убедительной была его аргументация, и не приведет ли в самом деле такое расхождение во взглядах на принципиальные вопросы к расколу ОДС?
Юрась Шиманович:В данном случае, как представляется, о серьезности обоснования такой точки зрения говорить не приходится. Достаточно напомнить высказывание Сергея Ивановича о том, что он не видит здесь никакого противоречия с принципом нейтралитета, до сих пор сохраняющимся в Конституции Республики Беларусь. Мотивировка крайне странная: дескать, этот принцип «не запрещает руководству страны заключать какие-либо договоры, отвечающие национальным интересам и национальной безопасности».
В таком случае едва ли оппозиция, к которой вроде бы себя относит ПКБ, оказывается вправе протестовать против многих других, мягко говоря, «отклонений» от основного документа, в части, например, свободы слова или демонстраций. Ведь всегда можно заявить, что это делается в интересах той же национальной безопасности. В том то и состоит современная белорусская проблема, что власти трактуют законодательство по своему усмотрению, и если не выступать против одних нарушений такого рода, то пропадает моральное право бороться с другими.
Кроме того, весьма примечательным является следующий пассаж: «Да, нам сегодня никто не угрожает, но вдруг завтра такая угроза возникнет?» Из того, что объединение происходит фактически с Россией, следует, что товарищ Калякин, пусть гипотетически, допускает возникновение угрозы только с Запада. Между тем, значительное число граждан Беларуси не просто допускают, но даже опасаются прямо противоположного варианта развития событий.
А отсюда вытекает ответ на второй вопрос: трудно представить, что все эти люди согласятся голосовать на президентских выборах за человека, который придерживается подобных взглядов (сейчас речь не идет об их правильности или наоборот). И что тогда получится с «единым кандидатом», буде его вообще удастся в подобной ситуации определить? Может быть, прав Александр Милинкевич, который предлагает создание левого и правого блоков?
Обсудить публикацию