В последнее время по стране прокатилась волна проверок на предмет необоснованного повышения цен в магазинах и на рынках. Как эти проверки увязываются с продекларированным недавно курсом на либерализацию цен и мораторий на проверки контролеров?
Елена Ракова: 2009 г. будет тестом властей на адекватность и способность «отвечать за слова». Легко декларировать принципы экономической свободы в условиях стабильного развития ситуации. Сложнее им следовать в условиях ухудшающейся экономической конъюнктуры — слишком уж большой соблазн опять начать запрещать, регулировать, регламентировать.
Январь стал тестом для властей на адекватность сразу двух последних нововведений — свободы установления цен и моратория на проверки. И правительство его не прошло. Каждый день по TV показывают рейды проверок на предмет повышения предпринимателями цен после девальвации белорусского рубля на 20%. В правительстве рассчитывали, что повышение цен даже у импортеров будет меньшим, чем 20%. В очередной раз это доказывает, что, мягко говоря, правительственные эксперты и аналитики не очень «дружат с калькулятором» и логикой, т. е. не знают реальной ситуации в плане структуры затрат белорусского бизнеса. А тут и невозможность купить валюту по номинально существующему курсу, и ставки аренды, и налогов, привязанные к курсу евро, и возросшие издержки, и новые риски.
Взятие курса на свободу установления цен означает следование этому принципу — власти не вмешиваются в свободу установления цен на абсолютное большинство товаров и услуг. А у нас получается, что «социально значимым» молоку, мясу, отечественным помидорам и квартплате дорожать можно, а апельсинам и рису — нельзя. В конце концов, дайте сгнить этим апельсинам и мандаринам! Рост цен выше покупательной способности рынка вынудит предпринимателей снижать цены; им выгоднее получать прибыль с оборота. Удержание ситуации с курсом рубля, решение отвязать аренду и налоги от евро, реальная демонстрация стабильности и экономической свободы наряду с естественным падением доходов населения будет вынуждать предпринимателей самостоятельно сокращать издержки, снижать цены, увеличивать конкуренцию.
Нет, у нас не прошло и нескольких дней, как опять всплыли старые термины — «необоснованно завышенные цены», «недобросовестные продавцы», «отсутствие социальной ответственности», «лишение лицензии» и пр.
Нарушается и второй базовый принцип новой либерализации — мораторий на проверки. Можно сколь угодно цинично называть ценовые проверки «мониторингом», или говорить, что новый указ сохраняет достаточно оснований для проверок в таких вот «актуальных» случаях. Для предпринимателя игра словами не имеет значения, поскольку получается, что по сути ничего не меняется; и проверки, и драконовские санкции (штрафные санкции в размере до 40 БВ или лишение лицензии) — по-прежнему активно практикуются.
Опять же, стремление властей сделать для населения как можно лучше, бумерангом бьет и по самому населению, и по авторитету властей. Граждане опутаны узами патернализма: ай-ай-ай, предприниматели подняли цены на 40%, государство накажет «плохих» предпринимателей и вернет цены назад. Людям необходимо объяснять азы экономики и принципы новой экономической политики, можно даже призвать временно ограничить покупки сильно подорожавших товаров, поскольку рано или поздно они подешевеют (сгниют). А если предприниматель докажет правильность роста цен? В результате, и у него останется «осадок», и у людей, которым правительство обещало вернуть цены, но не смогло. Что в этой ситуации выиграет правительство остается загадкой.