На днях Европейский парламент большинством голосов одобрил промежуточную резолюцию о политической ситуации в Беларуси. Как известно, это далеко не первый документ такого рода. В какой степени данные решения влияли на внутриполитическую ситуацию в стране?

Андрей Федоров: Действительно, эта резолюция Европарламента по Беларуси стала уже 27-й по счету. Если в первой из них, принятой в марте 1995 года, была выражена поддержка оказанию Еврокомиссией нашей стране макроэкономической, в том числе финансовой, помощи, то практически во все последующих высказывались лишь многочисленные критические замечания, прежде всего, по поводу внутриполитической ситуации в нашей стране.

В них осуждались жесткие меры, предпринятые властями против участников забастовки машинистов минского метрополитена, проведение конституционного референдума в ноябре 1996-го, выражалось негодование в связи с выдавливанием из страны Консультационно-наблюдательной группы ОБСЕ и несогласие с итогами многочисленных электоральных кампаний, проводившихся в течение всего этого периода. Без преувеличения можно утверждать, что практически ни одно заметное событие внутренней и внешней политики Беларуси не было оставлено европейскими депутатами без внимания.

На сей раз, наряду с признанием того факта, что белорусские власти сделали некоторые позитивные шаги, в частности зарегистрировали движение «За Свободу» и вернули в подписку и в киоски негосударственные издания «Наша ніва» и «Народная воля», европарламентарии снова высказали критические замечания и призвали к выполнению пяти известных условий ЕС.

Трудно, конечно, считать принимавшиеся решения эффективными, поскольку ситуация в Беларуси, по большому счету, не изменилась. Однако их оценка в значительной степени зависит от уровня предъявляемых требований. Как представляется, ожидать, что простым голосованием некоего, пусть даже весьма влиятельного, органа можно радикально изменить положение дел в стране, формально не имеющей к нему никакого отношения, было бы весьма наивно. В то же время едва ли можно отрицать, что в отсутствие таких резолюций оно могло бы быть еще значительно хуже.

Поэтому Европейский парламент можно рассматривать как своего рода барометр, который не может изменить погоду, но достаточно точно показывает ее состояние. И в соответствии с этим анализом другие структуры Европейского союза, у которых, разумеется, имеются и свои соображения, принимают решения, приводящие иной раз к более или менее позитивным результатам.

Обсудить публикацию