Население страны множит слухи о дальнейших шагах финансовых властей — ожидаются очередная девальвация, деноминация и введение российского рубля. Причем деноминация и введение российского рубля в народном сознании связаны, как можно предположить с вашей легкой руки: в комментарии «Белорусским новостям» вы заметили, что если убрать с белорусского рубля два нолика, его курс по отношению к евро и доллару сровняется с российским. В дальнейшем эту мысль вы повторили в уже более определенной форме, сказав, что раз белорусские финансовые власти не справляются с ситуацией, в Беларуси следует ввести российский рубль. Это ваша позиция или это провокация?
Леонид Заико. Я был и есть экономист, специалист в области теории. Не важно — будучи заведующим кафедрой вуза, или заведующим сектором Института экономики. Читая лекции в МГУ и ЛГУ, или, выступая на слушаниях в Российской Государственной Думе, или дискутируя в Бирмингемском университете. Провоцировать никого-то, или кого-то смысла нет. Впрочем, в виду отсутствия авторитетных ученых во власти, общество стало вялым на мысль и концепт. Увы!
Теперь по существу. Лет 5-7 постоянно пишу о необходимости деноминации. У нас нет рубля, как денежного носителя. Купить за 1 рубль мы ничего не можем. Есть — 10 рублей — минимальный казначейский билет. Точнее «билет Национального Банка». Формально на нем написано, что подделка его преследуется по закону. Увидеть бы тех фальшивомонетчиков, которые бы стали это делать — надпись эту можно смело убирать. Не актуально. Нет у нас рубля белорусского, просто нет в практическом виде. Не верите, позвоните в Национальный Банк и попросите показать казначейский билет в «1 рубль».
Второе — у валют маленьких гордых стран будущего никакого нет. Чаще всего это понимают деловые люди. И чиновники. Они работают с мировыми валютами. Белорусские чиновники взятки берут в долларах, реже в евро. После 1.01.2009 никто из них даже собственные сбережения в рублях держать не будет. Рубль белорусский из 5 функций денег обладает только двумя: средство обращения, платежное средство. На ограниченной территории. Безвозвратно им утеряна функция средства сбережений, меры стоимости. Мировыми деньгами белорусский рубль никогда не был. И не будет.
По этой причине девальвация четко указала дорогу в никуда. Интересной представляется точка зрения некоторых наемных работников Национального банка о том, что они не ожидали ажиотажного спроса на иностранную валюту. Профессионально подготовленный экономист обязан был увидеть такую тенденцию, и настоятельно рекомендовать руководству принять меры для элиминирования данной проблемы. Если уж другого делать не могли. И не смогли послать членов правительства и некоторых международных организаций, предлагающих девальвацию рубля, по «длинной сексуальной дороге». Если делать это красиво, экономически корректно. Что, кстати, проделали наши соседи — латыши (среди которых 44% русских).
Третье. Мои предложения, высказываемые ранее, сводились к созданию «золотого рубля». То, чем сейчас занимаются китайские товарищи. Уверен, они это сделают, слишком много у них уже никому не нужных долларов. Создав свой золотой рубль, мы могли вывести чужие бумажные деньги из страны. Передать их эмиссионерам дружественных и не очень стран.
К таким действиям те, кто считает себя экономическим руководством страны, не готово. И, наверно, никогда не было готово. А уж слушать ученых-теоретиков? По этой причине в стране работала номиналистическая концепция денег и кейнсианская методология макроэкономического регулирования. Но сами полисимейкеры об этом на 99% не знали. И даже терминов этих боялись, те, кто знали.
Что теперь? Когда нажаты все триггеры девальвации, перспективы опускания рубля до его исторической перспективы — до «0», ставят вопрос: мучить ли людей собственными изобретениями денежного и красочного бумажного эксгибиционизма, неуклонно снижать неустойчивый уровень жизни в стране? Дальше экспериментировать со своими «билетами» в никудышное будущее? Или уйти в иное денежное пространство?
«Пипл» уже упрямо уходит в доллар. Реже в евро. Правительство и пенсионеры могут выбрать приемлемый для себя вариант — российский рубль. Действительно, убрали 00, как в известной надписи, и перед вами прообраз новой единицы — квазироссийский рубль.
Есть два варианта: (1) просто взять соседний рубль, (2) нарисовать свой. К нему приделывается соглашение о законности использования этих рублей на денежном пространстве двух стран. Тихо и без криков об экономическом чуде страны. Тем более, что совсем скоро придется платить за нефть и газ в российских рублях. А это около 60% импорта нашей страны. Который, как понятно, потребует вскоре оплаты в рублях.
Путь гуманистический. Вопрос о суверенитете смысла не имеет. Суверенное население Беларуси давно и успешно использует международно-американский доллар. Кому-то нравится евро. Мне — китайские юани. Соседка тетя Соня предпочитает по совету бабушки — золото.
Да, только что позвонили друзья из ЮАР. У них сегодня тепло (лето) отличный бизнес, никакого уныния и кризиса. Золото «идет винтом». А мы играем в крестики и нолики. Крестик — для страны, нолики — для наших билетов Национального Банка.
А вы говорите — провокация.