Наряду с боевыми действиями в секторе Газа российско-украинский газовый конфликт является в наступившем году основной темой мировых новостей. Чем вызвано столь острое противостояние, и какие оно может иметь последствия?
Андрей Федоров. Действительно, хотя конфронтация такого рода между Москвой и Киевом является далеко не первой, ее острота уже значительно превзошла все предыдущие аналогичные ситуации. Россия утверждает, что Украина имеет большую задолженность за прошлогодние поставки, и выставляет ей совершенно фантастические цены — вплоть до 450 долларов за 1000 кубометров.
Понятно, что любой собственник, имеет право требовать как можно более высокую цену, точно так же, как любой покупатель, — стараться заплатить как можно меньше. Это же справедливо и для стоимости транзита. Но дело в том, что торговля газом — это долгосрочные контракты. 31 декабря закончился трехлетний контракт на поставки газа на Украину. А поскольку цена на газ привязана к ценам на нефть, которые за последние месяцы упали в три с половиной раза, то можно прогнозировать, что через несколько месяцев начнут падать и цены на газ. Украина потому и не соглашается на высокую цену, что ожидает падения мировых цен, иначе в конце года ей придется серьезно переплачивать.
Москва также утверждает, что Украина ворует газ, предназначенный для Западной Европы. Но если закончился старый договор, а новый заключен не был, то не являются также обязывающими и договоры о транзите газа через территорию Украины. Газ, который «Газпром» — как он утверждает — закачивает в украинские газопроводы, с украинской точки зрения, ничей. Между прочим, несмотря на многочисленные угрозы, Россия до сих пор так и не обжаловала данное «воровство» в международном арбитражном суде.
При этом «Газпром» утверждает, будто действует на чисто рыночной основе. Однако если посмотреть на его цены для разных стран, то это утверждение выглядит чрезвычайно сомнительно. Скажем, в прошлом году Украина платила 180 долларов, тогда как Беларусь — 130, Армения — 110, а Молдова — 280 (!). Кстати, по расчетам экспертов, если нынешняя цена нефти — от 40 до 50 долларов за баррель — сохранится, то уже в июне Германия должна будет платить менее 200 долларов за 1000 кубометров. Так что рынок здесь просматривается как-то слабовато.
То есть все это практически чистая политика. У Кремля много целей. Прежде всего, он хочет окончательно дискредитировать украинскую власть с тем, чтобы лишить ее возможности вести страну в евроатлантические структуры, а при случае и вовсе посадить там своего ставленника. Это также стремление показать другим партнерам по СНГ, что с Москвой лучше не ссориться. Да и Европе неплохо было бы дать урок, расколоть Евросоюз в целях воплощения своей антизападной геополитической программы. Наконец, это средство подтолкнуть западных партнеров к ускорению строительства новых газопроводов, чтобы еще крепче посадить их на свою энергетическую иглу.
Трудно представить, что в Европе не понимают, зачем и для чего это делается. Поэтому, надо полагать, будет существенно ускорено решение проблемы диверсификации поставок энергоносителей. Процесс этот, безусловно, не быстрый, однако рано или поздно цель будет достигнута, и тогда обеим странам будут грозить материальные потери. Что же касается имиджа, то России при любом исходе уже нанесен значительный урон. Украине, впрочем, тоже, хотя, пожалуй, в несколько меньшей степени.