То, что основные участники президентских выборов в Украине пришли к полуфиналу гонки, как говорится, ноздря в ноздрю, свидетельствует не о том, что они оба в равной степени хороши или плохи. Свидетельствует о другом. Наш великий славянский брат и южный сосед не в состоянии сделать выбор между Украиной и Малороссией. Если понимать под Украиной сторонников союза с Западом, а под Малороссией — сторонников союза с Россией.

В этом нет ничего удивительного. Два четырехлетия подряд точно так же, ноздря в ноздрю, приходят к финишу предвыборной гонки соискатели права отработать свой срок в Овальном кабинете Белого дома. Но есть одно существенное отличие.

Ничтожный разрыв между кандидатами в президенты США не является воплощением цивилизационного раскола американского общества. Их сторонники не обвиняют друг друга в подтасовках и фальсификациях, в давлении на избирательные комиссии, в попытках уничтожить демократию либо развязать гражданскую войну. Циклы американской истории демонстрируют, что в принципе партийность хозяина Овального кабинета мало на что сегодня влияет. Когда-то разница была чрезвычайно существенна, сегодня она интересна разве что политологам или самим американцам. В мире от того, что Буша сменил бы Керри, перемен было бы не столь уж и много.

Выбор между Януковичем и Ющенко на деле оказывается вовсе не выбором между российским и западным вектором развития Украины. Если говорить о сущности этого выбора, то он оборачивается выбором между прошлым и будущим. Дело не в том, что Янукович — русофил. То, что он играет на политическом поле русскоязычного населения Украины, ничего на практике не означает. Бизнес-интересы донецкой элиты, как справедливо отмечал Виталий Портников, и состоят как раз в том, чтобы не подпускать «москаля» на свою экономическую территорию. В этом отношении поступки Ющенко в случае избрания детерминированы будут как раз принципами экономической целесообразности, то есть, реальные интересы российского бизнеса (например, в вопросах того же газового транзита), на мой взгляд, будут защищены гораздо надежнее (Янукович с его белорусскими корнями легко оборачивается для Кремля эдаким дублем Лукашенко).

Выбор между Януковичем и Ющенко — это выбор между бизнесом нецивилизованным и цивилизованным. Если Россия выступает за цивилизованный бизнес (а некоторые шаги Путина указывают на то, что путь этот хотя и вихлястый, но последовательный), то удивительно ее предпочтение, выказанное Януковичу. Дело не в личных качествах Виктора Федоровича; скорее, речь должна идти о характеристике донецкого клана как такового (и Янукович в нем — далеко не лидирующая фигура). Кроме того, последние экивоки Януковича в сторону Симоненко и Мороза свидетельствуют, что на самом деле он остается человеком с психологией «красного хозяйственника» и ухватками дворового хулигана. Путину с ним будет так же тяжело, как и с Лукашенко. Но здесь я уже окончательно отвлекся, поскольку гораздо важнее, что «красный» электорат тянет Украину в прошлое недоразвитого социализма. А что при этом бывает, демонстрирует судьба Беларуси.

Повторюсь: нам, белорусам, гораздо выгоднее победа Януковича. Говорю об этом, исходя из сугубо прагматических соображений. По крайней мере, на первые два года, когда президент Янукович будет вынужден хоть тушкой, хоть чучелом отрабатывать авансы, выданные им Кремлю, хозяин Кремля будет иметь возможность разобраться с непокорной Беларусью. Если мы хотим, чтобы Россия при Путине получила возможность решить «проблему Лукашенко», нам нужно идти в церковь и ставить свечку за победу Януковича (католиков приглашаю в костел). Украинцев, конечно, жаль, но не все ж только нам быть младшим братом в славной славянской семье. Пусть и другие жизни порадуются. Тем более что отсутствие четкого выбора между Украиной и Малороссией в рамках одной страны — достаточное прегрешение, чтобы отплатить за него таким наказанием, как президент Янукович.

Меня волнует другое. Большие силы политтехнологические Москвы были брошены на то, чтобы Янукович выиграл. Результат оказался минимальным. Путин в качестве статиста («а сейчас выступает наш дорогой гость, присутствие которого должно обозначить…!!!») сработал на редкость неудачно. Проект «Российский кандидат» не удался.

Это не означает, что Янукович не победит. Уже в первом туре Ющенко выбрал весь свой возможный электорат, и оттянутые другими двадцатью с лишком кандидатами голоса либо растают в воздухе, либо большей частью перейдут к Януковичу. Но это уже не заслуга Москвы. Это будет заслуга самого Януковича и, в еще большей степени, самого Ющенко. Точно так же в свое время в Молдове Мирча Снегур превосходил Петра Лучинского во время президентских выборов почти в два раза — но во втором туре Лучинский обогнал его легко и непринужденно. Просто потому, что за Снегуром маячил призрак приднепровской войны, а Лучинский ассоциировался с сытыми советскими временами.

Будь во время президентских выборов в Беларуси возможность второго тура — и Лукашенко проигрывает любому кандидату. Вы не любите Гайдукевича? Но, голосуя против Лукашенко, вы отдадите свой голос даже Гайдукевичу. И если белорусские демократы не могут выиграть уже в первом туре, наша задача научиться хотя бы не проигрывать. Я помню шок на съезде БНФ, когда Позняк впервые не выиграл у Вечерки. Это означало, что он проиграл все. Шок ведь был не от того, что он проиграл, а от того, что стало понятно: он может проиграть. И уставший от виртуальной политики Зенона Станиславовича БНФ радостно освободил своего лидера от исполнения им обязанностей такового.

Нам нужно научиться не проигрывать. Для этого необходима мобилизация всех факторов, включая российский. Но главное — необходимо мобилизоваться психологически. Когда на одном из сайтов я читаю, что Винцук Вечерко недоволен тем, как во время прошедшей электоральной кампании вела себя белорусская молодежь, мне кажется, что-либо он уже начал превращаться в Зенона Позняка, либо его слова не вполне верно передали. Осуждать молодежь нельзя — если хочешь выиграть хотя бы когда-нибудь. С ней нужно научиться работать. Ей нужно верить. И ее нужно понимать.

Потому что я живу все еще в Белоруссии (Малороссии?). Вечерко — в ВКЛ или БНР. А молодежь будет жить в Беларуси. Я в это верю, несмотря ни на что.