/Deja vu/

Визит «похитителей тел»

Уроки истории заключаются в том,
что люди не извлекают из истории уроков.
Олдос Хаксли

Практически все белорусские государственные СМИ с чувством глубокого удовлетворения сообщили на минувшей неделе о пребывании в Беларуси делегации итальянского парламента во главе с председателем постоянной комиссии Сената по международным делам и эмиграции Фьорелло Провера. Еще бы, давненько наше Национальное собрание не баловали визитами на двусторонней основе коллеги с Запада.

Честно говоря, сразу и не припомнишь, когда такое чудесное событие случалось в последний раз. Если верить официальному источнику, «Вестнику МИД», нечто подобное имело место в начале уже далекого 1999 года, когда какими-то неведомыми ветрами занесло сюда делегацию Народного собрания Республики Болгария. Кажется, в ту пору там у власти еще были экс-коммунисты, не сильно стремившиеся ни в НАТО, ни в Евросоюз, и на этой почве нашедшие общий язык с белорусскими парламентариями.

Еще раньше, в 1997 году, заезжали, помнится, бельгийцы. Ну, у тех была причина поважнее: их водитель вез на автобусе белорусских детей на оздоровление и совершил аварию. Несколько человек погибло, и его у нас посадили. Бельгийцы хотели ему срок уменьшить, вот и пошли на такие жертвы. Мало того, ради такого дела даже к себе пригласили. Между прочим, за последние восемь с половиной лет это был единственный выезд белорусской парламентской делегации для двустороннего общения с коллегами из западноевропейской страны. Но как только они цели своей достигли — сразу вся дружба была забыта.

Все же остальное время приходилось перебиваться редкими приездами и выездами в восточном направлении, а также встречами с очень немногими из аккредитованных здесь иностранными послами. Взять хотя бы последние два с половиной года. Согласно тому же «Вестнику МИД», у которого, разумеется, нет ни малейших оснований занижать количество и уровень состоявшихся контактов, здесь побывали парламентские делегации Вьетнама, Армении, Ирана, Украины, Кубы, Индии и Сирии. Как говорится, внушает. Так же, как и адреса зарубежных визитов наших народных избранников: Молдова, Украина, Иран, Ливия, Россия, Армения и Вьетнам.

В течение того же периода руководители обеих палат нашего славного парламента принимали у себя послов разных стран. Вот полный перечень: Палестина, Япония, Казахстан, Турция, Китай, Польша, Украина, Сербия и Черногория, Израиль, Иран, Вьетнам, Мальтийский орден и Нидерланды. При этом как-то бросилось в глаза, что представители Востока, и Ближнего, и Дальнего, наносили визиты обоим нашим досточтимым спикерам с интервалом всего в пару дней. В результате длительных размышлений и сопоставлений с другими фактами выяснилось, что это были либо прощальные, либо приветственные представления. Зато у голландского посла, поскольку он размещается в Варшаве, вероятно, не нашлось достаточного времени для двух посещений, поэтому главам обеих палат пришлось встречаться с ним одновременно. И вообще, как видно, европейские дипломаты, в основном, блистали своим отсутствием.

Вот почему приезд итальянцев вызвал такой ажиотаж. Кстати, неверно сообщали в вышеупомянутых белорусских СМИ, что это, мол, первый визит итальянской парламентской делегации такого уровня в нашу страну. Ан нет, не первый. Первый состоялся еще в феврале 1997 года, и тогда, между прочим, уровень был повыше: в делегацию входило 10 депутатов и 4 сенатора, а возглавлял ее — страшно сказать — вице-спикер Палаты депутатов Клементе Мастелла.

Само собой, приняли их тогда, что называется, по полной программе, встречи организовали буквально со всеми, вплоть до самого верха. Время-то какое было — Запад чуть ли не полной изоляцией грозил, а тут такие шансы внезапно открылись. Тогдашний спикер Совета республики Павел Шипук так прямо и заявил, что этот визит «является свидетельством того, что процесс признания новых органов власти Беларуси начался» (БДГ, 10 марта 1997 г.). В общем, очень хотелось показать, что после референдума Европа только и мечтает о контактах с «честными» белорусскими депутатами.

Вот только итальянцы всячески публично отмежевывались от официальных мотивов своего приезда. Тот же синьор Мастелла категорически настаивал, что визит не носит политического характера, а тогдашний посол Италии даже не принял участия в товарищеском ужине и требовал отмены пресс-конференции. Причиной оказалось то, что они приезжали не поддержать в трудную минуту белорусских коллег, а с глубоко корыстными целями.

В те времена Италия ежегодно принимала на оздоровление около 20 тысяч белорусских детей, пострадавших от чернобыльской аварии. И в семье Мастелла гостила однажды девочка Саша из Поставского интерната. Эти странные люди настолько полюбили ребенка, что решили его усыновить. Но в то время между странами отсутствовало соответствующее соглашение, и у вице-спикера была одна задача — добиться разрешения. По его словам, и остальные члены делегации преследовали глубоко личные цели.

Есть все основания полагать, что и на этот раз планы итальянцев были весьма схожими. Ибо, как заявил «Интерфаксу» сам синьор Провера, «вопрос о продолжении усыновления белорусских сирот итальянскими семьями является одной из целей дискуссий в Минске». Дело в том, что за последние 13 лет в Италии было усыновлено свыше 1200 белорусских детей. Однако сейчас, в связи с новым белорусским законодательством в данной сфере, около 200 таких дел оказались замороженными. И, судя по всему, депутаты решили этот процесс подтолкнуть.

В связи с этим даже особое подчеркивание в средствах массовой информации того обстоятельства, что в состоявшихся у гостей встречах были затронуты и другие вопросы, абсолютно не убеждает в наличии у итальянцев глубокого и, главное, бескорыстного интереса к белорусским коллегам. Даже простой перечень обсуждавшихся проблем — реформа ООН, терроризм и двустороннее экономическое сотрудничество — показывает, что к их разрешению парламентарии вообще, а уж белорусские в особенности, имеют минимальное отношение. Кроме того, ради достижения благородной цели иной раз приходится идти и не на такие жертвы.

Впрочем, коллегам можно только посочувствовать: как иначе можно освещать подобный визит, ведь просто из уважения ехать упрямо не желают.