До очередных выборов президента США (впрочем, внеочередных или досрочных, там, как ни странно, не бывает) остается ровно год. Как известно, проходят они в первый вторник после первого понедельника ноября такого года, порядковый номер которого от Рождества Христова кратен четырем. И вот аккурат через 12 месяцев, 4 ноября 2008 года, миллионы американцев отправятся на избирательные участки, чтобы определить нового лидера нации. Непременно нового, потому что есть у них еще одна странность: больше двух сроков, ни подряд, ни в разбивку, одному лицу, даже будь оно столь же выдающимся как Владимир Владимирович Путин, занимать этот пост нельзя. Нынешний же глава администрации, Джордж Буш-младший, как раз эти два срока и заканчивает мотать.
Официально гонку за кресло в Белом доме откроют внутрипартийные выборы в штатах Айова и Нью-Гемпшир в начале следующего года, и по всем канонам кампания должна была бы стартовать лишь в нынешнем октябре. Однако она уже сейчас в полном разгаре, так что ко дню выборов продлится около трех лет. На данный момент претендентов насчитывается около двух десятков. В значительной степени это связано с тем обстоятельством, что впервые за последние 40 лет в выборах не участвуют те, кто уже занимал в Белом доме главные офисы — ни президент, ни вице президент. Такая ситуация всегда характеризируется упорным соперничеством в обоих политических станах за право стать официальным партийным кандидатом.
Приоритеты республиканцев: налоговая дисциплина, национальная безопасность, победа в Ираке, обеспечение общественной безопасности, иммиграционная реформа, проблема лоббизма, образование, проблема абортов, право на ношение оружия, возможность заключения однополых браков, ответ на глобальные изменения климата, борьба с детской порнографией в интернете.
Демократы выступают за улучшение условий жизни среднего класса, доступное здравоохранение, завершение иракской войны, обеспечение национальной, в том числе энергетической, безопасности, поддержка материнства и детства, защита прав женщин (у Клинтон) и бедных (у Обамы и Эдвардса), полномасштабная реформа системы государственного управления, в которой «компетентность должна быть превыше кумовства».
Среди внешнеполитических проблем главной для представителей обеих партий является Ирак. Но если демократы подчеркивают наличие у них конкретных планов по уходу из этой страны и намереваются завершить войну, республиканцы заявляют, что в Ираке обязательно нужна победа. Все кандидаты едины во мнении, что Ирану нельзя позволить обрести ядерное оружие, необходимо улучшить обстановку с безопасностью в Афганистане и добиться прогресса на Ближнем Востоке (НГ, 08.08.07).
Рассмотрим, как выглядит ситуация за год до выборов.
Демократы
После прошлогодних выборов в Конгресс, где партия действующего президента потерпела разгромное поражение, в Америке, да и во всем мире сложилось убеждение, что и президентское кресло непременно достанется демократам. Поэтому вопрос о том, кто станет кандидатом в президенты США от Демократической партии, вызывает едва ли не больший интерес, нежели сама последняя президентская дуэль.
На данный момент от демократов на высший пост претендуют сенаторы Хиллари Клинтон, Барак Обама, Джозеф Байден и Кристофер Додд, губернатор штата Нью-Мексико Билл Ричардсон, несколько лет занимавший пост министра энергетики в администрации Билла Клинтона, конгрессмен Деннис Кусинич, бывшие сенаторы Джон Эдвардс (в паре с Джоном Керри боровшийся за пост вице-президента на выборах 2004 года) и Майк Грэвел, а также экс-губернатор Айовы Том Вилсэк.
Конечно, на столь раннем этапе социологические данные не могут надежно определить партийного фаворита, однако они, по крайней мере, резко сужают круг претендентов. Согласно последним опросам общественного мнения, проведенным по заказу газеты The Washington Post и телеканала ABC, Клинтон поддерживают 53% избирателей-демократов, Барака Обаму — 20% и Джона Эдвардса — 13% (НГ, 29.10.07). Так что, судя по всему, главную интригу на партийном съезде составит соперничество между Клинтон и Обамой. Впрочем, в истории президентских кампаний не раз случалось так, что соперничество фаворитов оказывалось столь острым, что ни один не желал уступить. Тогда партийная номинация доставалась компромиссной фигуре, причем иногда она даже становилась президентом.
Хиллари Клинтон может стать первой женщиной, выдвинутой на пост президента США, а в случае успеха — первой женщиной-президентом США, верховным главнокомандующим и, естественно, первой Первой леди, возвратившейся в Белый дом в новом качестве. Правда, вопреки расхожему мнению, она не первая в истории Америки женщина, претендующая на главную должность. Первой была еще в 1872 году Виктория Вудхолл — суфражистка, издатель и брокер с Уолл-стрит, пытавшаяся избраться от маргинальной Партии равноправия. Но до выборов ее не допустили: будучи сторонницей свободной любви, она была арестована за публикацию статей безнравственного содержания. Последняя же в списке женщин-кандидатов — Элизабет Доул, дважды занимавшая министерские посты, впоследствии сенатор. Она боролась за номинацию от Республиканской партии на выборах 2000 года, но сошла с дистанции в самом начале, не сумев собрать необходимых средств (Грани.ру).
Первая леди Америки эпохи 8-летнего правления президента Клинтона никогда не была лишь тенью своего мужа, а имела собственные, хотя до поры и не афишировавшиеся политические амбиции. Любопытно, что к демократическим убеждениям она пришла не сразу. Выросшая в консервативной среде в пригороде Чикаго, во время президентских выборов 1964 года, на которых демократическому кандидату Линдону Джонсону противостоял тогдашняя икона американских консерваторов республиканец Барри Голдуотер, 15-летняя Хиллари с энтузиазмом болела за последнего. Однако вскоре в ее мировоззрении произошли радикальные изменения. Надо полагать, на это повлияло и общение с будущим мужем, с которым она познакомилась во время учебы на юридическом факультете Йельского университета. В 1974 году будущая сенатор Клинтон в качестве эксперта принимала участие в расследовании, проводившемся юридическим комитетом Конгресса по делу об импичменте президента Ричарда Никсона. Через год она вышла замуж за Билла и во многом способствовала его избранию губернатором штата Арканзас, как позднее и смене губернаторской резиденции на Белый дом. Хиллари помогала мужу преодолевать последствия ряда скандалов, имевших место на протяжении его президентства. Ее же собственный дебют на выборах в Конгресс 2000 года принес ошеломляющий успех: было уверенно завоевано кресло сенатора от штата Нью-Йорк, где она никогда ранее не жила. Через четыре года этот успех был повторен с еще большим триумфом, а еще два года спустя она сумела стать неформальным лидером Демократической партии США.
Барак Обама также не первый чернокожий кандидат в президенты, в прошлом пытали счастья такие видные политики-афроамериканцы, как Джесси Джексон, Эл Шарптон. Интересно, что с ними у Обамы не очень простые отношения, так как они не слишком горячо поддерживают его выдвижение, явно симпатизируя его основной сопернице.
Тем не менее, блестящий оратор и профессор права Барак Обама является восходящей звездой «ослов». Он пятый за всю историю, а на сегодняшний день единственный чернокожий сенатор среди ста членов верхней палаты, к тому же один из самых молодых законодателей на Капитолийском холме. Сын кенийца и белой жительницы штата Канзас, Барак Обама родился в Гонолулу на Гавайях. В школу он пошел в Джакарте (его мать после развода с кенийцем вышла замуж за индонезийского студента), однако затем вернулся в США. Там он получил элитарное образование — закончил Колумбийский университет в Нью-Йорке и знаменитую Юридическую школу Гарвардского университета (считается первой в международном рейтинге подобных учебных заведений), работал в бизнесе, участвовал в социальных программах помощи выходцам из малоимущих семей и преподавал конституционное право в Чикагском университете.
В 1996 году Обама стал сенатором законодательного собрания штата Иллинойс, правда, затем в его политической биографии было поражение на выборах в палату представителей Конгресса США в 2000 году. Но в 2004 году амбициозный политик завоевал место в сенате, получив 70% голосов.
Основным недостатком Обамы считается то, что он еще слишком мало проявил себя в общенациональном масштабе. Тем не менее, именно на него после долгих раздумий сделал ставку Джордж Сорос. По мнению наблюдателей, данное решение было обусловлено надеждами на то, что начинающий с чистого листа Обама сумеет вдохнуть новую жизнь в американскую политику, в которой много лет не было новых веяний — ни при республиканцах, ни при демократах.
Окончательно, кто из демократов будет в 2008 году бороться за Белый дом, решит Национальный съезд демократической партии США, на котором будут официально утверждены кандидаты на пост президента и вице-президента США и который пройдет 25–28 августа 2008 года в Денвере (штат Колорадо).
Республиканцы
Аналогичный республиканский съезд пройдет 1 сентября 2008 года в Миннеаполисе (штат Миннесота). Пока от республиканцев на пост президента претендуют сенаторы Сэм Браунбек и Джон Маккейн, бывший мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани, бывшие губернаторы Митт Ромни и Майк Хакаби, конгрессмены Дункан Хантер, Том Танкредо и Рон Пол и бывший сенатор Фред Томпсон. Среди них лучшие шансы имеют пока Джулиани, Томпсон, Маккейн и Ромни.
Рудольф Джулиани, несомненно, одна из самых заметных фигур в Республиканской партии. Более того, он вообще считается одним из самых популярных политиков в США, благодаря своим заслугам сначала в борьбе с уголовной преступностью в крупнейшем городе страны, а затем — решительным действиям после терактов 11 сентября. В случае избрания он станет третьим экс-мэром, поднявшимся до таких высот, вторым в истории президентом-католиком (после Джона Кеннеди) и первым главой США итальянского происхождения.
Внук итальянских иммигрантов, сын водопроводчика, Рудольф Джулиани вырос на окраине Бруклина, окончил Нью-Йорский университет. В 80-е работал прокурором Южного округа Нью-Йорка и отправил за решетку немало крупных наркоторговцев и «крестных отцов» мафии. В 1993 году был избран мэром, возглавив город с ежегодным дефицитом в 2 миллиарда долларов и разгулом преступности. Он стабилизировал бюджет, а за два срока его пребывания на посту мэра число убийств в городе сократилось на 70%. Через несколько дней после терактов он демонстративно отклонил чек в 100 миллионов долларов, предложенный городу Нью-Йорку саудовским принцем.
Однако Джулиани очень нетрадиционный республиканец. Твердо придерживаясь консервативных взглядов в экономике (низкие налоги, минимальная роль государства), он гораздо более либерален, чем большинство его партайгеноссе, в таких идеологически важных для них вопросах, как аборты, права сексуальных меньшинств, семейные ценности, ужесточение контроля над огнестрельным оружием. 63-летний Джулиани женат в третий раз, причем разводы сопровождались громкими публичными скандалами (Грани.ру, 31.05.07). Поэтому, несмотря на большую популярность, наблюдатели не исключают, что на решающем этапе он может столкнуться с неприятием своей кандидатуры в партии, где традиционно сильны консервативные настроения.
У Джона Маккейна — четыре последовательных срока на посту сенатора и геройское военное прошлое во Вьетнаме. Он твердо поддерживает ныне не слишком популярную политику Джорджа Буша в Ираке, а также известен своим жестким подходом к России. В частности, он является автором внесенной в 2005 году известной резолюции, в которой содержалось требование о приостановке членства России в «большой восьмерке». Еще в 2003 году на заседании сената Маккейн заявил, что «американская внешняя политика должна отражать отрезвляющий вывод о том, что российское правительство, которое не разделяет наши самые базовые ценности, не может быть другом или партнером и рискует своим собственным поведением поставить себя в разряд врагов». Точно так же Маккейн является одним из самых последовательных и резких критиков Александра Лукашенко, и в августе 2004 года белорусские власти, отказав сенатору в визе, запретили ему въезд в Беларусь (Newsru.com, 01.03.07).
Программа сенатора сводится к тому, что США необходимо увеличивать использование альтернативных источников энергии: этанола, биодизельного топлива и водорода. Джон Маккейн позиционирует себя как «разумного консерватора». В целом же расчет делается на то, что его умеренный консерватизм в конечном счете поддержат часть нынешних сторонников Джулиани, а также те республиканцы, которые пока выступают за ультраконсерватора Ромни. Тем самым оказывающийся в центре Джон Маккейн сможет объединить левый и правый фланги консервативного лагеря.
Неплохие позиции у бывшего губернатора штата Массачусетс Митта Ромни, бизнесмена по профессии и мормона по вероисповеданию. Мормоны выступают против алчности, лжи, эгоизма, утверждают труд как вечный закон. Церковные вопросы решаются путем голосования, запрещается употреблять алкоголь, наркотики и даже кофе и черный чай. Ромни полностью следует этим канонам. Большое значение у мормонов придается миссионерской деятельности. В США живут 6 миллионов мормонов, к ним относятся лидер демократического большинства в сенате Гарри Рид и сенатор-республиканец от штата Юта Оррин Хэтч.
Главный козырь Ромни заключается в непохожести на конкурентов. Ему 59 лет, он женат, имеет пять детей и десять внуков. Как считают обозреватели, это усиливает его позиции. В последние годы занимается предпринимательством в сфере венчурного капитала: фирма Ромни спонсирует начинающие предприятия, благодаря чему они перерождаются в крупные и успешные корпорации. Он также завоевал уважение американцев, руководя подготовкой к зимним олимпийским играм 2002 года в Солт-Лейк-Сити. Его отец, тоже, естественно, мормон, также губернаторствовал и также баллотировался в президенты от республиканской партии в 1968 году. Если Ромни удастся победить, он станет первым американским президентом-мормоном.
Включившийся в гонку в начале сентября 65-летний Фред Томпсон намерен бороться за лидерство, представляя себя «новым Рейганом», поскольку он не только бывший сенатор, но и недавний актер Голливуда. Его лицо знакомо миллионам американцев, да и президентом ему быть не в новинку: он играл главу Белого дома в трех фильмах. Он категорически выступает против практики, когда федеральное правительство «давит население налогами и раздувает бюджет до невероятных размеров». По иракскому вопросу он также полностью поддерживает курс нынешней администрации. «Борьбу с исламским экстремизмом следует усилить, а операции в Афганистане и Ираке довести до конца, чтобы жертвы американского народа не были напрасными», — считает он. В отношении иранской угрозы Томпсон занимает ту же позицию, что и Джулиани: «Если мировое сообщество не делает ничего, чтобы остановить Тегеран, оно должно быть готово к тому, что Израиль сам будет защищать себя» (Газета.ру, 06.09.07).
Большим сюрпризом со стороны «слонов» может стать вступление в гонку нынешнего государственного секретаря Кондолизы Райс, обладающей самым высоким рейтингом среди республиканцев, но неоднократно заявлявшей об отсутствии президентских амбиций. Многие обозреватели, тем не менее, считают американскую «железную леди» «тайным оружием» республиканского лагеря. Они убеждены, что Райс непременно объявит о своем участии, чем внесет смятение в ряды демократов.
Финансы
Эти выборы обещают стать самыми дорогостоящими в истории Америки. По подсчетам председателя Федеральной избирательной комиссии Майкла Тонера, избирательная гонка обойдется в $1 млрд, и каждый кандидат должен уже к концу нынешнего года собрать в свой избирательный фонд не менее $100 млн (NewTimes.ru).
По этому важному показателю Клинтон также впереди. В третьем квартале нынешнего года ей было пожертвовано $27 млн, в то время как Обаме — лишь $20 млн. Среди республиканцев больше всего средств у Джулиани — $11,6 млн. Всего в кассы демократов поступило $330 млн, тогда как в кассы республиканцев лишь $149 млн (НГ, 11.10.07). «Ослы» обошли «слонов» впервые с 70-х годов прошлого века, что лишний раз свидетельствует о движении маятника общественных пристрастий в стране в их сторону.
Зато по личным состояниям республиканцы далеко впереди. Самый богатый претендент — Митт Ромни. Совместный капитал Ромни и его жены Энн составляет от $190 млн до $250 млн. За ним идет Маккейн, который он отчитался о счетах на сумму в $80 млн. Кроме того многомиллионным состоянием обладает супруга сенатора. Почти так же состоятелен Джулиани — $70 млн.
В демократическом лагере лидирует Хиллари Клинтон с $51 млн. А вот Барак Обама имеет всего $1,1 млн., что делает его одним из самых бедных участников гонки и заставляет полагаться главным образом на фандрайзинг — сбор средств на избирательную кампанию.
* * *
Трудно не согласиться с заместителем директора Института США и Канады РАН Виктором Кременюком: «С завистью можно отметить, что сейчас мы видим где-то полдюжины человек, которые готовы претендовать на президентство в США и кандидатуры которых рассматриваются серьезно. Американская политика сильна своей альтернативностью. Выдвигается целый ряд действительно возможных, сильных кандидатов, а вот дальше они должны будут пройти очень серьезный отбор, через праймериз, через партийную полемику, через полемику в средствах массовой информации, и только тогда можно будет сказать: вот этот, скорее всего, и может стать фаворитом» (Страна.ру, 29.03.07).
Для всего мира президентские выборы в Америке — это давно уже не просто внутреннее дело огромной и самой влиятельной страны. Ведь от того, кто в январе 2009 года поселится в Белом доме, будет зависеть не только ситуация в Ираке или Афганистане, но и будущее газо- и нефтепроводов в Центральной Азии, раздел Каспия, а также накажут или нет Иран за его ядерную программу. Надо полагать, белорусские власти также пристально наблюдают за развернувшимся соперничеством. Не вызывает сомнений, что сейчас их больше всего пугает приход в Белый дом Джона Маккейна. Есть, однако, основания полагать, однако, что любой выбор американского общества едва ли придется по душе официальному Минску, для него речь будет идти только о больших или меньших проблемах.