/Мгновенная угроза/

ЕС предупреждает: пагубные привычки неблагоприятно отражаются на здоровье нации

Сколько ни убеждали нас идеологи в том, что мир (по ту сторону западной границы) несправедлив и враждебен, — мы никак не хотели этому верить. Этому не хотел верить даже белорусский МИД. Ибо одно дело убеждать всех, что США и Европа суть абсолютное зло, другое дело — действительно сталкиваться с чем-то вроде реальной злонамеренности. Этот парадокс воспроизводится время от времени: помнится, российские евразийцы, предостерегавшие, что США содействуют распаду России (не говоря уже о постсоветском пространстве), искренне удивлялись тому, что Збигнев Бжезинский действительно заговорил о распаде России как о каком-то благе. Таким образом, подлинная вера пропагандиста предполагает принципиальный элемент неверия: верить можно только в те идеальные миры и те злодейские угрозы, с которыми реально не сталкиваешься.

Вот и сейчас, когда ЕС показался в свой истинный фас, о неприглядности которого нас так долго предупреждали многие сведущие люди, белорусский МИД вдруг сбивчиво заговорил о каких-то «общих интересах». Как будто нас не предупреждали все те же сведущие люди — от А. Лукашенко до Е. Новикова, — что добро не может уживаться со злом, что общих интересов у них быть не может.

Напомним, что вчера в Москве полномочные эмиссары ЕС — глава форин офис Великобритании (председатель ЕС) Джек Стро, министр иностранных дел Австрии (будущий председатель ЕС) Урсула Плассник, представитель Еврокомиссии по внешним связям и политике соседства Бенита Ферреро-Вальднер и генеральный секретарь Совета ЕС, представитель ЕС по общей внешней политике и политике в области безопасности Хавьер Солана — поставили российское руководство в известность, что имеют в отношении Беларуси самые серьезные намерения. Речь идет о возможности введения санкций против нашей страны, включая замораживание ее банковских счетов. Подобные санкции, по мнению ряда независимых экспертов, весьма реальны; они серьезно ударяют по интересам России (не говоря уже об интересах Беларуси). Именно поэтому ЕС предлагает России вступить в диалог с целью оказания помощи в плане демократизации Беларуси, подчеркивает г-жа Ферреро-Вальднер.

Санкций можно избежать только одним способом: провести президентские выборы 2006 году в соответствии с международными обязательствами Беларуси. Обязательства эти, в принципе, хорошо известны (см., например, В. Костюгова. Курс: обходной маневр). Скажем, проведенное депутатами белорусского парламента в качестве поправок к законам решение о прямом назначении президентом судей Конституционного суда — своего рода дерзкий вызов подобным обязательствам. То же самое касается чинимых белорусскими властями препятствий международному сотрудничеству и обмену информацией по организации избирательного процесса. И так далее.

Что касается международных контактов гражданского общества, то белорусский «форин офис» называет это «финансированием с черного хода», которое «незаконно». Следовало бы отметить, что реплика белорусского МИД оставляет двусмысленное впечатление. С одной стороны, в ней присутствует смутное указание на какие-то международные нормы и договоренности. С другой стороны — апелляция к «суверенитету», который зачем-то отождествляется с наличной властью («настойчивые попытки ЕС „гибко“, в обход действующей белорусской власти финансировать политические процессы на территории нашего государства не вписываются в принципы уважения суверенитета»). Однако главное, что определяет реакцию нашего МИД, — это надежда на то, что в Европе в отношении нашей страны возобладает именно то, в чем ей отказывают наши власти на протяжении последних лет. То есть гуманизм и милосердие (уважайте наши местные закидоны). Следует ли напоминать о том, что именно «негуманностью» Запада обосновывается наш «исторический выбор»? Откуда же это упование на гуманизм?

Поговаривают о том, что озвученные в Москве угрозы ЕС — лишь незначительная часть тех мер, которые обсуждаются в Брюсселе. Предлагается, к примеру, расширить визовые санкции на всех тех (без исключения), кто будет замечен в противодействии организации прозрачного и равноправного избирательного процесса. Включая, скажем, преподавателей вузов и комендантов общежитий, которые станут призывать студентов к досрочному голосованию. Не говоря уже о членах избирательных комиссий (которым Лидия Ермошина предусмотрительно потребовала поднять зарплату). Логично: Запад есть Запад, Восток есть… Антизапад.

Похоже, наступает эра серьезности. Белорусским властям пришла пора всерьез отнестись к собственным установкам (которые она хочет сделать установками всеобщими). То есть окончательно поверить в то, что на Западе проживают недружелюбные и предвзятые соседи. Что в них ни милосердия, ни гуманизма нет в помине. Пришла пора всерьез положиться на свое мужество и приготовиться к суровой жизни во враждебном мире, которая потребует подлинной приверженности идеалам «незападной» морали. Нет никакого сомнения, что все мы выстоим и нашего президента врагу не отдадим — даже если нам придется отказаться от сотовой связи и ввести ответные санкции против Запада (купляць тока беларускае).