По каким, на ваш взгляд, причинам Социальный марш повторяет сценарий Европейского марша. Объединенные демократические силы подают одинаковые заявки, с одинаковым маршрутом следования. Мингорисполком дает тот же ответ, предприсывает тот же маршрут, что и в предыдущий раз. В ОДС вновь разгорается спор, вновь побеждают сторонники «компромисса», т. е. разрешенного маршрута. Вместе с тем лидеры ОДС объявляют, что придут встречать на Октябрьскую (т.е. «запрещенную») площадь тех, кого уже сориентировали туда придти ?
Виталий Силицкий: На самом деле наблюдается иссякание протестного репертуара оппозиции, о чем и свидетельствует абсолютная однородность планов, действий, лозунгов, маршрутов и всего остального. Несмотря на заявленный характер акций, одна из которых — «за» (движение в направлении Европы — прим. ред.), а другая — «против» (отмены социальных льгот — прим. ред.) — мы наблюдаем ровно ту же картину. Происходит это по двум основным причинам.
Первая. По всей видимости, этими мероприятиями занимаются люди нетворческие, поскольку Социальный марш, в отличие от Европейского, — это протестная акция, рассчитанная на определенные группы населения. Пример творческого подхода — «оранжевая» революция в Украине, когда политический протест перерастает в массовый карнавал. Общество меняется, меняются и формы протеста, миром правят законы шоу-бизнеса. А здесь, такое впечатление, что все делается по какому-то раз и навсегда установленному канону.
Вторая причина: люди, которые Социальный марш организуют, сами этой тематикой мало озабочены. В этом смысле сложно утверждать, что людей, настроенных оппозиционно по отношению к власти, действительно волнует проблема льгот. Скорее их волнует, за что можно зацепиться, чтобы свою оппозицию выразить. В то же время каких-то отработанных каналов коммуникации с теми, кто действительно обижен, у оппозиции нет — нет и идей по поводу того, как протестовать.