Власти официально разрешили проведение Европейского марша, впрочем, по традиции настояв на «правильном» маршруте. Массовые аресты политических активистов в качестве превентивной меры тоже можно считать традицией. По сообщению Хартия’97, в общей сложности арестовано более 50 человек. Вписываются ли эти противоречивые решения — позволения и запреты — в какую-то общую канву?
Петр Марцев: Интересно наблюдать, как реализуются описанные ранее возможные сценарии (см. например, Диспозиция, НМ, 24.05.07) развития событий. В частности: т. н. прозападная часть элиты подошла к какому-то реальному плану действий, рассчитанному на перспективу, подошла к формированию широкой проевропейской платформы — как идеологической, так и, возможно, впоследствии организационной. Эта платформа способна объединить не просто идеологически, но и структурно многих политически активных людей в это стране. И «Европейский марш», и инициативы Милинкевича, инициативы ОДС — как бы они не выглядели со стороны — на деле обозначают формирование этой проевропейской платформы.
Говоря о «Европейском марше», формально разрешенного властями, необходимо отметить, что стороны — т. е. оппозиция и власть — относятся друг к другу с недоверием. Очевидное свидетельство этому — превентивные аресты партийных активистов на фоне как бы разрешенного мероприятия. С другой стороны — нежелание следовать разрешенным маршрутом, попытка собрать людей на Октябрьской площади, к чему призывает, скажем, лидер движения «За свободу» А. Милинкевич. Все это свидетельствует о том, что стороны к диалогу в действительности не готовы. Маленькие шаги навстречу даются с большим трудом. Властям в нынешней ситуации «Европейский марш» в определенном отношении выгоден, но вместе с тем, она боится, что он получится слишком массовым и плохо поддающимся контролю. Разумеется, и для оппозиции марш выгоден; она рассчитывает, что он получится достаточно массовым и, пожалуй, впервые за долгое время имеет возможность открыто призвать людей выйти на улицы, апеллируя к позитиву, а не как обычно — против чего-то. Таким образом, повторюсь еще раз: взаимное недоверие по известным причинам проявляет себя достаточно сильно, и малейший конструктивные шаги со стороны как власти, так и оппозиции даются с большим трудом. Тем не менее, это происходит, и это будет происходить. Вот положительная тенденция, которую следовало бы отметить.
Полагаю, что сам марш будет проходить достаточно напряженно — в том смысле, что будут попытки части людей отклониться от разрешенного маршрута, равно как встречные попытки эти отклонения пресечь. И тем не менее марш состоится, так сказать, к удовольствию обеих сторон. Это будет один из первых шагов к консолидации широкой европейской платформы.