Так уж получилось, что до конца года сразу в трех соседних с Беларусью странах — Украине, Польше и России — должны состояться выборы в высшие законодательные органы власти. В отличие от белорусского, парламенты, несмотря на имеющиеся различия, играют там не последнюю роль, в том числе в формировании внешней политики. Таким образом, в той или иной степени они будут определять отношения и с Республикой Беларусь. В связи с этим складывающаяся ситуация в этих государствах вызывает повышенный интерес, в том числе и с точки зрения наших внешнеполитических перспектив. Поскольку ближайшие выборы пройдут в Украине уже 30 сентября, то логично начать именно с этой кампании.
День сурка
2 сентября Центральная избирательная комиссия Украины завершила регистрацию кандидатов в народные депутаты на внеочередных выборах в Верховную Раду, зафиксировав наличие 4840 кандидатов от 21 партии. Тем самым была подведена черта под длительным этапом составления и распада коалиций, кулуарных переговоров и громких заявлений. Политические силы вышли на финишную прямую.
А началась вся эта история еще минувшей осенью, когда люди из команды Януковича развернули широкомасштабное наступление на Виктора Ющенко, выбивая его людей из правительства и органов исполнительной власти. Была поставлена задача: к весне 2007 года сформировать конституционное большинство, чтобы превратить Украину в парламентскую республику. К апрелю с помощью подкупа удалось переманить 11 депутатов из пропрезидентской партии «Наша Украина» в правящую коалицию, возглавляемую Партией регионов, что заметно приблизило ее к наличию двух третей голосов, необходимых для наложения вето на любой президентский указ. Это позволило бы им вывести президента из игры и значительно расширить полномочия премьера.
Разрушение системы сдержек и противовесов вынудило президента перейти в стратегическое наступление, и 2 апреля он распустил парламент. Поскольку украинский Конституционный суд оказался не в состоянии разрешить возникший спор, после долгих дебатов стороны в конце концов договорились провести 30 сентября досрочные выборы.
Избирательная кампания стартовала 2 августа. Комитет избирателей Украины оценивает расходы всех участников данного процесса в 400 миллионов долларов. Партийная казна по традиции пополняется за счет депутатов-бизнесменов, которые, по слухам, платят за «проходное» место в партийном списке от 3 до 5 миллионов. Эксперты подсчитали, что для того, чтобы провести в парламент одного депутата, партия должна потратить на него 2-3 миллиона долларов. Любопытно, что все рейтинговые украинские телеканалы отказались от проведения телевизионных дебатов. Такая позиция объясняется тем, что во время предыдущих избирательных кампаний лидеры основных политических сил фактически игнорировали «очные ставки», на них приходили лишь политики «третьего эшелона», причем не для того, чтобы обсудить животрепещущие вопросы и отстоять собственную точку зрения, а чтобы прорекламировать собственную партию или блок.
Центризбирком провел жеребьевку, распределив номера, под которыми конкурентов вписаны в бюллетени для голосования. «Повезло» компартии — она получила номер 13. Президентскому блоку «Наша Украина — Народная самооборона» (НУНС) достался номер 14, Блоку Юлии Тимошенко (БЮТ) — 8, Партии регионов Виктора Януковича — 4, а Соцпартия Александра Мороза заняла 6-ю строчку. Большинство политических соперников не придали значения своему расположению в бюллетенях, лишь социалисты сочли необходимым объяснить избирателям магическую силу выпавшей им «шестерки». Как было сказано в партийном пресс-релизе, «в нумерологии — одной из древнейших наук — цифра „шесть“ означает ответственность в самых широких ее проявлениях. Это число красоты и гармонии. Под ним в человеческую жизнь входит культура бытия. Человек учится ценить прекрасное, двигается вперед» (см. Коммерсант). Судя по всему, им только и осталось, что уповать на магию, поскольку прошлогоднее предательство их лидера вывело партию за пределы реального политического поля, и по всем опросам она не преодолевает 3%-й барьер.
В начале августа в Киеве прошли предвыборные съезды большинства политических партий и блоков, на которых все участники гонки определились с программой и списками. В целом новых лиц сравнительно немного. Обращает на себя внимание отсутствие в предвыборных списках НУНС одного из символов «оранжевой» революции, кума президента Петра Порошенко. В первую пятерку здесь вошли Юрий Луценко, Вячеслав Кириленко, Арсений Яценюк, Анатолий Гриценко и Николай Катеринчук.
Партия регионов ввела в первую пятерку два новых лица, которые, по их мнению, могут конкурировать с харизматическими лидерами противников. Это действующий глава МЧС Нестор Шуфрич, один из самых решительных противников лидера НУНС Юрия Луценко, и лидер партии «Вече», молодая и эффектная бизнес-леди Инна Богословская, известная категорическим неприятием Юлии Тимошенко. Помимо них и Виктора Януковича, в верхней части предвыборного списка находятся Ксения Богатырева, Николай Азаров, Тарас Чорновил, Ринат Ахметов и Борис Колесников. В списке БЮТ, кроме самого лидера, фигурируют Александр Турчинов, Николай Томенко, Иосиф Винский и Андрей Шевченко.
Как сообщили в пресс-службе ЦИК, для мониторинга парламентских выборов в страну прибудут миссии наблюдателей от ОБСЕ и ПАСЕ, а также наблюдатели от нескольких государств. По последним данным, общее количество иностранных наблюдателей составит 3 тысячи 314 человек. Стоит отметить, что неоднократно скомпрометировавшая себя в Беларуси миссия СНГ участвовать в наблюдении за подготовкой и ходом досрочных выборов в Верховную Раду приглашения не получила, хотя наблюдатели от некоторых стран Содружества присутствовать все же будут (Хартия’97).
С чем же идут на выборы основные претенденты? Первоначально главным лозунгом НСНУ была отмена неприкосновенности депутатов парламента. Однако правящей коалиции удалось в начале сентября собрать сессию, казалось бы, уже нелегитимной Рады, на которой было принято еще более радикальное решение: снять неприкосновенность со всех высших должностных лиц государства. И хотя «оранжевые» назвали это чистым пиаром, удар по ним получился серьезным.
Виктор Янукович пообещал избирателям даже более масштабное увеличение социальных выплат, чем-то, которое предложил Виктор Ющенко. При этом его не смутило то, что еще несколько месяцев назад члены коалиционного правительства называли президентские обещания невыполнимыми. Кроме того, Партия регионов объявила о намерении провести всеукраинский референдум, на который среди прочего вынесен вопрос о статусе русского языка. Тема старая, и достают ее с пыльной полки именно в период выборов. Еще жителям Украины предлагается ответить на референдуме, согласны ли они с тем, чтобы губернаторы и главы районных администраций избирались, а не назначались. Третий вопрос касается возможного членства республики в НАТО (Polit.ru).
Множество популистских обещаний содержится и в программе БЮТ, в целом носящей прозападный характер, предусматривающий вступление Украины в ЕС и НАТО. А вождь КПУ Петр Симоненко, в дополнение к стандартным коммунистическим инициативам обещает реально ввести страну в ЕЭП (если кто забыл, что неудивительно, — это формальное экономическое псевдообъединение Беларуси, Казахстана, России и Украины), а также ликвидировать пост президента. Наконец, все стороны активно ратуют за проведение референдума по конституционным вопросам, причем каждая, естественно, преследует собственные цели.
Вероятно, памятуя о своих грубейших проколах во время президентских выборов, российское руководство внешне придерживалось теперь нарочитой сдержанности в отношении украинского кризиса. Тем не менее, благосклонность Кремля в отношении действующего украинского правительства была очевидна. Так, буквально через два дня после начала кампании Партия регионов и «Единая Россия» подписали в Киеве меморандум о дружбе и взаимодействии между. А после срочного посещения Москвы министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко пообещал, что в 2008 году цена импортируемого природного газа увеличится по сравнению с 2007 годом не более чем на 10 процентов — до 143 долларов за тысячу кубометров. Российский же посол в Украине Виктор Черномырдин вообще заявил, что цена российского газа для украинских потребителей будет зависеть от нового состава кабинета министров этой страны. Впрочем, экономические рычаги вроде повышения цены на газ вряд ли будут в данном случае особенно эффективны: промышленность, работающая на российских энергоносителях, расположена главным образом на востоке Украины, который поддерживает ПР.
По мнению некоторых аналитиков, Украина, при политическом раскладе в пользу партии Януковича, может претендовать на место Беларуси в практически разрушенном Союзном государстве. О том, что украинский премьер Виктор Янукович, явно рассматриваемый Москвой как перспективный кандидат на будущих президентских выборах, может стать фаворитом Кремля, сменив на этом поприще Александра Лукашенко, заявил руководитель социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко.
Тем не менее, одной из особенностей нынешней избирательной кампании на Украине стало отсутствие на выборном поле российских политтехнологов, хотя в целом количество именующих себя таковыми в Киеве не уменьшилось. Просто доступ к трем ключевым игрокам — Партии регионов, НУНС и БЮТ — перекрыли американцы. В частности, на ПР работает наиболее известный в США консультант — Пол Манафорт, который консультировал премьера и на прошлых выборах (см. НГ).
Посодействовав победе Януковича в 2006 году, американцы сконцентрировались на улучшении его имиджа на Западе. Из хмурого и властного управленца советского образца под руководством заокеанских профессионалов он достаточно быстро превратился в улыбчивого современного политика, стал лучше говорить по-украински и даже начал учить английский. Правда, буквально на днях украинские СМИ со ссылкой на некий источник в штабе ПР сообщили, что американские политтехнологи отстранены от работы из-за угрожающего падения рейтинга «бело-синих» накануне досрочных выборов в Верховную раду. Решение об отстранении американцев было принято после того, как социологические исследования, проведенные штабом «регионалов», якобы показали падение их рейтинга до угрожающе низкого показателя — 23% (Новые известия). Это явно не согласуется с прогнозом премьера, согласно которому «регионалы» наберут не менее 40% голосов и будут находиться у власти не менее десяти лет.
По данным опроса, проведенного авторитетным Центром Разумкова с 1 по 10 сентября, наибольшую поддержку имела Партия регионов — 33,9%. На втором месте был Блок Юлии Тимошенко — 23,5%, на третьем — НУНС — 13,1%. «Проходной» оказывалась и Коммунистическая партия Украины, которой пророчат 5%. Вместо социалистов в Раде на сей раз может оказаться Блок Литвина (Страна.ru).
В принципе в будущей Верховной Раде возможны самые различные коалиции. Пожалуй, наверняка исключены только союзы БЮТ и Партии регионов, БЮТ и коммунистов, «Нашей Украины» и коммунистов. Если в парламенте будет создано президентское большинство, то Украина начнет быстрое продвижение в Евросоюз. Однако внешнеполитический вектор кардинально не изменится и при образовании большинства на основе Партии регионов и коммунистов. Дело в том, что сейчас ПР уже далеко не та монолитная структура, которая в 2005 году противостояла атакам «оранжевых». После того, как Янукович стал премьер-министром, в ней резко усилилась конкуренция между несколькими группами влияния, в первую очередь, Рината Ахметова, ее главного спонсора. По мере увеличения самостоятельности Януковича, Ахметов все меньше мог лоббировать свои интересы через Кабинет министров. Поэтому Ахметов решил кардинально переформатировать ПР и получить больший доступ к власти. И когда весной президент распустил Раду, он поддержал это решение (Политком).
Сейчас магнат активно раскручивает своих ставленников — главу парламентской фракции ПР Раису Богатыреву и начальника избирательного штаба Бориса Колесникова, которому после выборов прочат пост премьера. В результате Ахметову удалось оттеснить людей Януковича с ключевых постов. Наиболее наглядно об этом свидетельствует тот факт, что из проходной части избирательного списка исчезли фамилии почти 50 депутатов прошлого созыва, а их места заняли сторонники владельца SCM (Коммерсант).
Аналитики считают, что самым разумным вариантом коалиции было бы объединение Партии регионов с НУНС. В публичных выступлениях лидеры пропрезидентского блока категорически отвергали возможность какого-либо сотрудничества с Партией регионов после выборов. Однако в личных беседах они откровенно признаются, что готовы создать большинство с Партией регионов, если НУНС и БЮТ не удастся получить большинство. Главные требования — компромиссная кандидатура «оранжевого» премьера, силовой блок в правительстве и поддержка Партией регионов при переизбрании мэра Киева. Фигурируют и другие комбинации, в том числе и без Януковича в качестве премьера. Это позволило бы прекратить противостояние назначенных президентом губернаторов и «бело-голубых» местных советов и мэров на востоке и юге страны.
Однако все эти варианты не выглядят устойчивыми: слишком уж различны позиции двух партий по вопросам отношений с Россией, статуса русского языка, членства в НАТО, по ряду экономических вопросов. В прошлой Раде переговоры о широкой коалиции так ничем и не кончилась. Так что если коалиция «Нашей Украины» и Партии регионов и возникнет, она вряд ли просуществует долго — и тогда опять досрочные выборы. Кроме того, против такого слияния выступил президент. С другой стороны, Ющенко не очень устраивает и альянс с БЮТ, поскольку Тимошенко вновь запросит пост премьер-министра. А это может привести к краху экономики, если она начнет выполнять свои предвыборные обещания.
В целом же у внешних наблюдателей складывается впечатление, что как бы ни бушевали политические страсти, большинство политической номенклатуры — независимо от «цвета» — люди в основном мирные и готовые договариваться с кем угодно, пока это не затрагивает их собственные интересы. Есть отдельные личности, готовые отколоть русскоязычный восток страны и сформировать собственную Донецкую республику. Но для Рината Ахметова этого недостаточно. Он хочет всю Украину, поэтому, независимо от результатов выборов, он будет вести переговоры как с Виктором Ющенко, так и с Юлией Тимошенко.
Так что, распад, к счастью, стране не грозит. Различия между востоком и западом, эксплуатируемые политиками с обеих сторон, не вылились в сепаратизм и тем более ненависть. Все части страны согласны с одним: Украина должна быть единой и независимой. Несмотря на все разговоры о пророссийских настроениях на востоке, ни одному российскому олигарху не позволили получить контроль над промышленными активами.
Кстати, одиннадцатый по счету саммит Украина–Евросоюз, состоявшийся за две недели до выборовв Киеве, носил откровенно предвыборный характер. В украинской столице собралось все руководство ЕС, и в кулуарах европейцы раздавали щедрые авансы на будущее, подчеркивая, что все зависит от исхода выборов 30 сентября и способности украинской власти объединиться. Виктор Ющенко и Виктор Янукович, судя по их комментариям, намек поняли и приняли. В присутствии влиятельных гостей не только Ющенко, но и Янукович признали, что ничего важнее евроинтеграции для Украины не существует. «Это основа национальной платформы стратегического развития государства. Все остальное — вторично», — заявил Янукович. Если голосование пройдет демократично и новый парламент будет сформирован успешно, уже в октябре начнется подготовка к подписанию десятилетнего соглашения между Украиной и ЕС. Этот документ будет включать вопросы о содействии европейцев вступлению Украины в ВТО, о последующем подписании договора о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС, о визовом режиме и многие другие пункты (см. НГ).
Как верно заметил в статье в The Wall Street Journal бывший польский президент Александр Квасьневский, «постепенный, но неровный переход Украины к демократии вновь показал, что этот путь никогда не бывает легким. Однако тернист путь ко всему, за что стоит сражаться. Институциональные модели можно заимствовать у развитых демократий и с некоторым успехом адаптировать к местным условиям. Но приобрести привычки и культуру демократического общества, без которых снижается работоспособность даже самых совершенных институтов, — гораздо более трудная задача. Нужно сохранять терпение и понимание, особенно, когда речь идет о странах, не имеющих долгих демократических традиций».
Как бы там ни было, реальные выборы в долгосрочной перспективе повышают политическую сознательность граждан и укрепляют демократическую систему. То есть главные достижения «оранжевой революции» не утрачены. Есть свободная пресса, идет реальная — пусть иногда коррумпированная и жестокая — борьба за власть. В отличие от России, где Кремль все более завинчивает авторитарные гайки, на Украине продолжает формироваться демократия.
Как уже отмечалось, граждан нашей страны в первую очередь интересуют внешнеполитические последствия данной электоральной кампании. В силу того, что, согласно всем прогнозам, кардинальных изменений в украинском парламенте не произойдет, а глава государства и вовсе остается прежним, нет оснований ожидать перемены «белорусского курса» Киева, особенно с учетом вполне успешного развития экономического сотрудничества. Опыт взаимодействия как с обладавшими практически всей полнотой власти в 2005 году «оранжевыми», так и со смешанной командой полутора последних лет свидетельствует об отсутствии значительных различий между ними по поводу Беларуси, если не считать несколько более громкой риторики со стороны Ющенко и Тимошенко. Поэтому едва ли можно сомневаться в том, что в этом плане все останется по-прежнему.
Возможно, более существенным для белорусского населения окажется пример демократического прогресса у наших соседей, особенно если им удастся выйти на определенный уровень стабильности. Можно ожидать, что тогда Евросоюз выполнит упомянутые обещания, и Украина начнет ускоренное движение в Европу со всеми вытекающими отсюда для нее благоприятными последствиями.